SAMARKAND    CALL  +99891  549-39-18  E-mail  :  request@slt.uz                                                    

Your Guide in Central Asia

  
  
  

 

Оглавление

 

Архитектура и искусство

Как уже отмечалось, в X — начале XIII века в Мавераннахре и Хорезме наблюдался культурный подъем. Новые формы и содержание возникли в архитектуре и искусстве. Сказалось влияние ислама, к тому времени победившего окончательно. В результате экономического подъема государства появились условия для расширения и благоустройства городов. Появляются роскошные здания. В строительстве, наряду с сырцовым кирпичом, глиняными блоками — пахсой, широко использовались жженый кирпич, различные виды ганча, известковые растворы.

Изменяются планировка и внешний вид зданий. Строения на высоком цоколе, с куполами и парадными арочными порталами стали украшением каждого города. В этот период в Самарканде, Бухаре, Гургандже, Термезе, Узгене и Мерве строятся многочисленные дворцы, мечети, медресе, минареты, мавзолеи, крытые рынки и караван-сараи (гостиные дворы). Яркими образцами архитектуры того времени являются мавзолеи Исмаила Самани (в Бухаре), Араб-ата (в кишлаке Тим недалеко от Зирабулака), Мирсейида Бахрама (в Кармане), мечеть Намазгох (в Бухаре), минареты Калян, Вабкентский, Джаркурганский и многие другие сооружения. Эти памятники свидетельствуют о том, что в IX—XII веках в Мавераннахре широко развивалась самобытная архитектура.

В этот период, кроме монументальных зданий, возникли различные каналы, мосты, плотины, водохранилища — банд, акведуки, подземные водопроводы — кяризы, для сооружения которых широко использовались бутовый камень, жженый кирпич, водостойкие растворы. Интересно, что при строительстве использовались математические расчеты. Местные гидротехники опирались на ековой опыт инженерной гидротехники и строительной мысли мухандисов, мирабов. Например, в X веке в Нуратинских горах было аграждено мощной каменной плотиной ущелье Пасттаг, где образовалось большое водохранилище, емкостью 1,5 млн м3. Плотина водохранилища, получившая в народе название "Ханбанди" - Ханская плотина, была возведена из гранита с использованием водостойких растворов, с учетом не только вертикальной и горизонтальной разрушительной силы давления воды в чаше водохранилища, но и сейсмичности этого региона. Это, без сомнения, свидетельствует о том, что инженеры-гидротехники Мавераннахра умели учитывать закон давления жидкостей, называемый законом Паскаля и сформулированный только в XVII веке.

Начиная с IX века, в строительстве широко распространяются каркасные конструкции, имеющие деревянную арматуру в кирпичных и глиняных стенах. Этот метод строительства сохранился и по сей день. Как стало известно в результате раскопок городищ Афрасиаб, Варахша, Бухара и Пайкенд, в X—XI веках основное место в городском строительстве занимали здания, возведенные из сырцового кирпича и пахсы. Жилые дома и дворцы, состящие из множества комнат, коридоров, веранд и дворов, были обычно обнесены толстой стеной, украшенной панелями из рез ного ганча. В ганчевые решетки на окнах были вставлены цветные стекла. Полы жилых помещений обычно покрывались резным жженым кирпичом, образуя своеобразный орнамент.

В IX—XII веках наряду с архитектурой процветало искусство резьбы и настенных росписей. В дворцовых сооружениях устанавливали резные деревянные столбы и перегородки, стены покрывались росписью или резьбой по ганчу. К этому времени изобразительное искусство приобрело своеобразный оттенок. Теперь от изображения животных мастера перешли к выполнению сложных геометрических (гирих) и растительных (ислими) узоров. Широкое распространение росписей и резьбы послужило толчком для дальнейшего совершенствования ювелирного искусства, керамического производства и чеканки по меди. Самарканд, Бухара, Ташкент стали центрами ювелирного, гончарного и медного дела. В IX—XII веках было развито производство поливной керамической посуды. На разноцветную керамическую посуду наносили рисунок светло-желтой, медной, зеленой, красной, коричневой и черной краской, и затем посуда покрывалась тонким слоем глазури. Большое место в оформлении посуды занимали надписи — пословицы, изречения, пожелания. Поливную керамику высокого качества вывозили в зарубежные страны.

В этот период получило широкое развитие искусство красивого и четкого письма — каллиграфия. Еще отсутствовало книгопечатание, и копии с рукописей делали вручную каллиграфы. Образцы каллиграфии того времени, выполненные различными видами письма, обладают большой художественной выразительностью, так же как и декоративные росписи в архитектуре. Обычно порталы, двери и верхние части стен покрывались арабскими письменами. Соборные мечети, медресе и мавзолеи украшались отрывками из Корана, дворцы — торжественными одами, а обычные здания — мудрыми изречениями. Стало привычным указывать год строительства, имя мастера. Эта традиция нашла отражение и в изделиях гончаров, ювелиров и медников.Таким образом, архитектура IX—XII веков и использованные в ней архитектурные украшения отражали эстетические воззрения и строительные идеи зодчих той эпохи.

Музыкальное искусство

В IX — начале XIII веках получило дальнейшее развитие и музыкальное искусство. Праздники, свадьбы, различные народные гуляния не обходились без музыки и песен. В этот период музыкантами широко использовались такие струнные инструменты, как руд, танбур, кобыз, рубаб, духовые инструменты — сурнай, карнай, кошнай, ударные — табл, барбат, даф, кос, табурок, зир, чогона, шайнур, айгунун, канун. В это время создавались и новые инструменты. Например, современник Рудаки Абу Сугди сконструировал струнный инструмент шахруд. В источниках сохранились имена музыкантов Абу Бакра Рубаби, Бунасра, Буамира, Чанги Лукари. Великий поэт Рудаки хорошо играл на таких инструментах, как руд, танбур и имел хороший голос. Его стихи исполнялись в форме песен и были очень популярны. Современник Рудаки — поэт Абу Тайиб Тахир был автором мелодии "Хусравони". По сведениям Махмуда Кашгари, приведенным в "Книге о тюркском языке", песенный жанр был особо распространен среди народа.

В этот период на основе народных напевов родились мелодии "Рост", "Хусравони", "Бода", "Ушшок", "Зерафканда", "Буслик", "Сипохон", "Наво", "Баста", "Тарона", позже ставшие основой классических шашмакомов. Многие из этих мелодий, ставшие культурным наследием узбекского и других братских народов, сохранились до наших дней.Музыкальное искусство развивалось в неразрывной связи с поэзией. Такие известные ученые, как Фараби и Ибн Сина, придавали большое значение музыке и музыковедению как важной области искусствоведения и сами создавали талантливые мелодичные произведения.

Религиозные верования

В IX—XI веках важную роль в духовной жизни играла религия. В этот период ислам, широко распространившийся на Востоке, стал мировой религией. Народы Мавераннахра, в результате арабских завоеваний обращенные в ислам, были вынуждены следовать требованиям шариата, изучать арабский язык и письменность. Соборные мечети и молельни выполняли роль учебных заведений, где наставниками и преподавателями были имамы. Но нужно обратить внимание на то, что для населения Мавераннахра понадобилось почти полтора столетия, то есть жизнь пяти поколений, прежде чем арабский язык стал действительно языком науки и государства и появились ученые и мыслители, создававшие на этом языке свои труды. Именно в этот период наряду с такими учеными, как Абу Наср Фараби, Ахмад ал-Фергани, Муса ал-Хорезми, Абу Райхан ал-Беруни, Абу Абдуллах ал-Хорезми, Ибн Сина появились и корифеи ислама имам ал-Бухари, Иса Термези, Наджм ад-дин Кубра, Бурхан ад-дин Маргинани, Абу Мансур Матуриди и многие другие, внесшие весомый вклад в исламское учение.

После освобождения от власти халифата в Мавераннахре и Хорасане и возникновения государств Саманидов, Караханидов, Сельджукидов и хорезмшахов усилилось внимание к исламскому образованию, шариату, науке и просвещению. В центральных городах были построены крупные соборные мечети и медресе. Как стало известно из источников, первое медресе Фаржак появилось в X веке в Бухаре, вблизи рынка Кавушдузон (обувщиков). В XII веке в махалле Дарваза города Бухары было построено специализированное медресе для правоведов. В этих высших учебных заведениях можно было получить традиционное исламское образование, включающее основательное знание Корана, хадисов и арабского языка. Для углубленного изучения ислама главными источниками считались тафсир — комментарии к Корану и фикх — наука исламского правоведения, трактовавшая требования шариата. В этот период большим авторитетом пользовался тафсир в 14 томах, написанный на арабском языке Абу Джафаром Табари. По указу Саманида Мансура ибн Нуха в 962 году тафсир Табари был переведен с арабского языка на персидский.

Бухара стала центром развития и пропаганды учения ислама. В бухарских медресе учились многие известные ученые — правоведы, судьи и имамы, в том числе такой известный правовед, как Абу Хафс Кабир Бухари. Как отмечает Наршахи, благодаря именно таким людям Бухара заслужила название "Купол ислама".Власть имущие использовали ислам в качестве идеологического оружия. Велась беспощадная борьба с любыми отголосками зороастризма. Усиливалось угнетение трудящихся, преследовалось любое проявление свободомыслия. Ухудшились их жизненные условия, что не могло не вызвать недовольства, протеста. Этим настроениям соответствовало мистическое религиозное течение суфизм, в котором люди искали правду и успокоение.

Распространение суфизма

Суфизм — это учение в исламе, для которого характерно сочетание идеалистической метафизики с аскетической практикой. Это религиозно-философское течение впервые появилось в Ираке в конце VIII века. Суфии рассматривали частную собственность, богатство и роскошь как результат несправедливости. Они демонстративно носили простые одежды из грубой шерстяной ткани — "суф" (что и дало название учению), жили отшельниками. Это учение пришло в Мавераннахр через Иран.

Распространение суфизма связано с именами таких религиозных мыслителей Мавераннахра, как Хаким Термези, Абу Халик Гидждувани и Ахмад Яссави. Первоначально учение суфизма распространялось в городах. Оно было связано с жизнью простых людей и призывало своих последователей к овладению какой-либо полезной профессией. Поэтому суфизм в определенной степени отвечал чаяниям угнетенных, искавших в суфизме путь к избавлению от тяжелого положения.В основе суфийского учения лежит стремление к совершенствованию связи между человеком и божеством. Для этого в каждом дыхании человека должно быть сознание, ум, в каждом шаге — внимание. Применялись специальные приемы медитации (зикр) с целью постижения Бога.

Учение суфизма широко распространялось в Туркестане и Мавераннахре, появились его различные направления. В XII веке в Туркестане родилось учение "яссавия", в конце XII века в Хорезме — "кубравия", в XIV веке в Бухаре — "накшбандия" и другие. Основателем учения "яссавия" был поэт Ахмад Яссави. Основы учения даны в знаменитом "Диване хикматов" — уникальном памятнике средневековой тюркоязычной литературы, где Яссави стихами изложил собственные философские взгляды на волнующие суфиев вопросы. Яссави, хорошо знавший общественные порядки своего времени, жизнь дехкан и ремесленников, пропангандировал ислам и шариат, а также главную идею суфизма — совершенствование человека с помощью просвещения и путь для достижения совершенства — справедливость. Ахмад Яссави считал, что без соблюдения шариата не может быть совершенствования, без совершенствования не может быть образования, без образования не может быть справедливости, причем одно дополняет другое. Эти четыре этапа пути к прогрессу и составляют сущность жизни и деятельности суфия.

Яссави выдвинул идею о том, что подлинный путь к совершенству лежит через аскетизм и отречение от земных наслаждений. Совершенства достигнет лишь тот, кто может отказаться от удовольствий, переносит лишения на пути к послушанию,самоотверженно трудится. И хотя по учению "яссавия" пропагандируется отречение от мира, подчеркивается, что ценность человека выше материальных благ и государства.

Другим известным представителем суфизма был Наджм ад-дин Кубра (1145—1221). В Хорезме он основал суфийскую школу и положил начало учению "кубравия". В своих книгах "Благоухание лица и владельцы совершенства", "Десять законов и правил" Кубра развил собственные взгляды на проблемы суфизма. Основу учения "кубравия" составляют десять правил, среди которых есть отречение от благ (зухр), путь к божеству (таваккал), поиски совершенства (муракаба) и хождение в народ (ридо). Учение "кубравия" отличается от учения "яссавия" тем, что отрицает аскетизм. Кубра выдвинул идею о том, что в процессе кропотливого труда, ведущего к совершенству, вовсе не возбраняется пользоваться жизненными благами и наслаждениями. В учении "кубравия" есть огромная любовь к народу, оно призывает защищать Родину и бороться за ее независимость. Наджм ад-дин Кубра личным примером продемонстрировал своим последователям идеалы своего учения. Когда в 1221 году монгольские орды во главе с Чингизханом напали на Хорезм, Наджм ад-дин Кубра вместе со своими учениками, с оружием в руках, как и все население Гурганджа, участвовал в боях против захватчиков. В жестоком сражении, происходившем внутри городских стен, великий шейх погиб.

В XIV веке суфизм получил свое дальнейшее развитие. В Мавераннахре появилось учение "накшбандия". Его основателем был Баха ад-дин Накшбанд. Это прозвище, а настоящее имя шейха — Мухаммад ибн Бурхан ад-дин ал-Бухари. Он родился в 1318 году в кишлаке Касри Хиндуван вблизи Бухары в семье ремесленника-накшбанда, занимавшегося нанесением рисунка на ткани. В детстве шейх обучился ремеслу своего отца. Учение суфиев он постигал у известных наставников своего времени: Ходжи Мухаммада Бобо Самаси и Амира Сейида Кулала.

Баха ад-дин Накшбанд в своих трудах "Хайат-наме" (Жизне-описание), "Далил ал-ашикин" заложил основы собственного учения, которое известно под названием "накшбандия". Это суфийское учение широко распостранилось в Мавераннахре, Хорасане и Хорезме. В основе учения Баха ад-дина лежит идея о достижении духовного совершенства путем труда и богослужения. Последователи учения призывали к чистоте, трудолюбию, помощи нуждающимся, к чистосердечию и скромности. Слова Баха ад-дина " Считай бога своим возлюбленным, но о труде не забывай" отображают характерную особенность учения "накшбандия". Оно отрицает отрешение от мира, пропагандируя трудолюбие, образованность, справедливость. В дальнейшем в учение "накшбандия" большой вклад внесли Ходжа Ахрар, Абд ар-Рахман Джами, Алишер Навои.Таким образом, суфизм был неразрывно связан с духовной жизнью населения Мавераннахра. Шейхи-ученые средних веков стремились через доктрины суфизма донести в народные массы образование и свет.


Посетить Узбекистан вы сможете перейдя по ссылке 

Туры в Узбекистан



Sitelinkx by eXtro-media.de

Заказ сайта в Самарканде Веб-студия