SAMARKAND    CALL  +99891  549-39-18  E-mail  :  request@slt.uz                                                    

Your Guide in Central Asia

  
  
  

 

 

 

Оглавление

Хозяйственная жизнь

Насколько разнообразна была физическая география государства эфталитов, объединившего в себе обширную территорию,настолько был разнообразен и его этнический состав и, соответственно, социально-экономическая жизнь населения. Из-за того что по происхождению эфталиты были кочевым скотоводческим племенем, на родине их не было городов, сами же они жили в местах привольных в войлочных юртах. Так свидетельствуют китайские источники раннего средневековья. А в трудах византийских историков VI века, наоборот, отмечается, что эфталиты — жители городские.

Разумеется, для таких разноречивых свидетельств есть определенные основания. Завоевав Среднюю Азию, Хорасан, Восточный Туркестан и Северную Индию, эфталиты обрели в этих областях благоустроенные земледельческие оазисы, большие и малые города, где были развиты ремесла, внутренняя и внешняя торговля. С годами они породнились с местным оседлым населением и ассимилировались. Потому и тюркский посол, прибывший в 568 году в Константинополь ко двору византийского императора Юстина II (565—582), на вопрос последнего: "В городах ли или в селениях живут эфталиты?", ответил: "Они — городское племя, господин".

Значит, если некоторая часть населения государства эфталитов и была кочевыми скотоводами, то другая, большая часть представляла собой оседлое население, проживающее в городах. Тохаристан и Согд считались центрами развитого земледельческого хозяйства и садоводства. В Кашкадарьинской и Зарафшанской долинах высеивали рис и другие зерновые культуры. Как известно из китайских источников, в V—VI веках на землях Восточного Туркестана и Средней Азии выращивался также хлопчатник. Вытканная из него удивительно белая и мягкая ткань на китайских рынках пользовалась большим спросом.

Полукочевая часть населения в степях и предгорьях разводила мелкий и крупнорогатый скот, верблюдов, а население гор и предгорных районов занималось коневодством. Ферганская долина, как и раньше, славилась породистыми скакунами.

Землевладение

В период раннего средневековья несмотря на то, что преобладающая часть поливных земель еще принадлежала сельским общинам, определенная часть обработанных земельных площадей стала концентрироваться в руках имущей знати — дехканов. В результате свободные члены сельских общин попадали в зависимость от дехканов и превращались в кадиваров, т.е. крепостных. Часть плодоносных земель считалась собственностью храмов. Основная часть пастбищ и скота находилась в ведении скотоводческих племен, а также их вождей — биев.

Центральная, особенно местная власть, а также крупные дехканы были очень заинтересованы в освоении новых земель. В этот период строилось множество крупных каналов и водных сооружений. Строили их силами общинников и кадиваров в порядке обязательной повинности. Магистральные каналы Захарык и Бозсу, и поныне обеспечивающие живительной влагой весь Ташкентский оазис и Южный Казахстан, канал Даргом — основной источник орошения районов Самаркандской области, могут служить примерами самых крупных ирригационных систем, проложенных в V веке.

Для освоения предгорий сооружаются подземные каналы — кяризы, а для обводнения надпойменных холмистых участков — водоподъемные устройства типа чигирей, состоящих из осей и зубчатых колес с водочерпальными кувшинами. Такие водные сооружения были довольно сложными гидротехническими механизмами для своего времени. На вновь освоенных землях наряду с усадьбами и великолепными кешками, как грибы после дождя, появляются многочисленные неукрепленные сельские поселения и жилища земледельцев-тружеников.

Именно в этот период благодаря широкому освоению земель и расширению освоенных площадей завершается формирование оазисов Чаганиан (Сурхандарья), Кеш (Шахрисабз), Нахшеб (Карши), Самарканд и Чач (Ташкент). Образуются независимые княжества. Чтобы защитить земледельческие оазисы от нападения неприятеля, их обносили мощными оборонительными стенами, называемыми канпирак, протяженностью в несколько сот километров. По своей конструкции и конфигурации оборонительные стены оазисов раннего средневековья напоминали Великую китайскую стену.

Ремесло, внешняя торговля и денежное обращение

В начальный период существования государства эфталитов, несмотря на некоторый упадок городов, ремесленное производство оставалось на высоком уровне. Традиционно оно стало развиваться в городах нового типа, вырастающих из посадов при замкахусадьбах, где наблюдался интенсивный подъем различных ремесел: гончарного, ювелирного, оружейного, шорного, ткачества и даже производства цветного стекла, вывозившегося из Средней Азии в Китай. Стрелы и луки, изготовленные в Чаче (Ташкент), были известны всему Востоку под названием камани чачи (чачский лук).

Будучи хозяевами Шелкового пути и владея торговыми портами на Гирканском (Каспийском) море, эфталиты принимали активное участие в международной торговле. Они торговали с Китаем, Ираном, Индией и Византией. Как и раньше, посредниками в торговле между Китаем и Византией были преимущественно согдийцы. На роль посредника в этой караванной торговле претендовал и сасанидский Иран. Как свидетельствуют письменные источники, главными предметами торговли были шелк, шелковые ткани, пряности, драгоценные камни, краски. Из Средней Азии в Китай и Византию, наряду с золотом, серебром, рубинами из Бадахшана, вывозились цветное стекло и изделия из него, различные фрукты, хлопчатобумажные ткани, каракуль и породистые скакуны.

С расширением мировой торговли эфталиты, вероятно, нуждались в большом количестве денег. В этот период во внешней и внутренней торговле широкое распространение получили сасанидские монеты — драхмы V века, чеканенные Варахраном V и Перозом. Возможно, что в это время в казне государства эфталитов накопилось большое количество серебряных драхм Ирана., полученных в виде выкупа и ежегодной дани, Выпускали эфталиты и свою монету, подражающую серебряным монетам Варахрана V. Кроме того, во внутренней торговле были в обращении мелкие медные монеты чекана правителей Бухары, Пайкенда, Нахшеба, Самарканда и Хорезма. Это, без сомнения, свидетельствует о возрастании роли местных правителей в общественно-политической и экономической жизни страны.

По свидетельству византийского историка VI века Прокопия, эфталиты "имеют законную государственность", возглавляемую царем с абсолютной властью. В отношениях с соседними государствами и между собой они соблюдают "справедливость ничуть не хуже ромеев (византийцев) и персов".

У эфталитов существовало сильное социальное и имущественное неравенство. А их законы предусматривали жестокие наказания за совершенные преступления. Так, за воровство отрубали голову, а краденое имущество возмещалось в десятикратном размере. В своей внешней политике эфталиты опирались на военную силу, основу которой составляли всадники, вооруженные палицами и мечами. Это были меткие стрелки и храбрые воины.

Культурная жизнь

Образование государства эфталитов оказало сначала отрицательное влияние на культурную жизнь местного оседлого населения. С притоком скотоводов-кочевников и оседанием части их вокруг земледельческих оазисов были разорены возделанные районы Хорезма, Бухарской и Нахшебской областей, граничащих с широкими степными просторами. Опустела большая часть сельских поселений и городов. Некоторые районы были превращены кочевниками в пастбища. Часть оседлого населения Хорезма оставила родные края и обосновалась в Зарафшанской долине. Под влиянием скотоводческих племен, заселивших приземледельческие районы, возникали новые нравы, обычаи и представления, которые особенно отразились на материальной культуре Хорезмской, Бухарской и Кашкадарьинской областей. В Тохаристане и Восточном Согде, где традиции были сильнее, это влияние было не столь заметно. Наоборот, в этих областях новые поселенцы за короткое время начинали жить общественно-политической жизнью местного оседлого населения.

Таким образом, в период становления феодальных отноше ний культурные традиции оседлого населения под влиянием ко чевников смешались с обычаями степей и началось формирование культуры раннего средневековья. Эти изменения нашли свое отражение в архитектуре, строительстве и в некоторых видах изобразительного искусства. В этот период в земледельческих оазисах Самарканда, Бухары, Нах шеба и Чача появилось большое количество феодальных замков- усадеб, стоящих на высоких плат формах, и кешки, укрепленные че тырьмя угловыми башнями. Некоторые замки состояли из двух этажей. На второй этаж можно было подняться по специальной платформе — пандусу или винтовой лестнице. Стены дворцов и Высок был уровень художественной культуры. Изобразительное искусство этого времени было тесно связано с религиозными представлениями. Поэтому в V—VI веках особенно развивается и усложняется антропоморфная культовая иконография. Она отличается большим разнообразием и массовостью. Изготовление глиняных скульптурных изображений божеств приобретает широкое распространение. Терракотовые фигурки Самарканда, Бухары, Нахшеба иТохаристана дают представление не только о культовой иконографии этого периода, но и о костюме, музыкальных инструментах, вооружении и других реалиях. 5. Религиозные верования и язык Известно, что эфталиты политически объединяли многие народы и народности, и поэтому в стране бок о бок проживали люди разных вероисповеданий. Если в Согде был широко распространен зороастризм, то в Тохаристане и Восточном Туркестане, в основном, исповедовался буддизм. 

В центральных городах существовали несторианские (христианские) и еврейские общины. В некоторых областях распространялись даже манихейство и учение Маздака. Зороастрийцы Средней Азии поклонялись и местному пантеону божеств — Анахите, Митре, Сиявушу и Хубби. В день Навруза зороастрийцы Бухары на могиле Сиявуша приносили жертву — резали петуха. Жители оазисов и кочевники-скотоводы, имевшие различные традиции и вероисповедания и географически отдаленные друг от друга, говорили на различных языках. Среди скотоводов был широко распространен тюркский язык, оседлая часть населения говорила на согдийском, т.е. самаркандском языке. В этот период согдийский язык и письменность через Семиречье и Фергану достигла Восточного Туркестана и оттуда — границ Китая. В V—VI веках, кроме, согдийской письменности и ее "самаркандского" варианта, были распространены хорезмийская и эфталитская письменности. Эфталитская письменность возникла на основе бактрийской. По словам китайского путешественника Сюань Цзяня, эфталитский алфавит состоял из 25 букв. Писали слева направо.

В этот период наряду с экономическими расширяются и культурные связи государства эфталитов с соседями — Китаем, Индией и Ираном. В V веке среднеазиатские мастера по изготовлению изделий из цветного стекла обучают китайских стеклодувов этому ремеслу. Среднеазиатское стекло по своему цвету, яркости и прозрачности стояло выше византийского. Императоры Китая при убранстве своих дворцов использовали цветное стекло, привезенное из Средней Азии.

Таким образом, в этот период культурные традиции населения Средней Азии переплелись с традициями соседних государств — Китая, сасанидского Ирана, Индии, формируя раннесредневековую культуру предков.



Посетить Узбекистан вы сможете перейдя по ссылке 

Туры в Узбекистан



Sitelinkx by eXtro-media.de

Заказ сайта в Самарканде Веб-студия