SAMARKAND    CALL  +99891  549-39-18  E-mail  :  request@slt.uz                                                    

Your Guide in Central Asia

  
  
  

 

Оглавление

IX—XII века в социально-экономическом развитии и культурной жизни были периодом консолидации и образования узбекского народа, как автохтонного населения Мавераннахра и Хорезма. В результате тесных экономических и этнических связей между оседлым земледельческим и кочевым скотоводческим населением, жившим на землях древнего Турана, образовался ряд народностей оазисов Согда, Хорезма, Ферганы, Шаша и Тохаристана, впервые упомянутых в древних письменных источниках. Из этих народностей на юге жил народ, говоривший на фарси, а на востоке — земледельческо-скотоводческое население, говорившее на тюркском языке. Туран с древних времен как контактная зона превратился в место постоянного общения тюркоязычного населения и народов, говоривших на фарси.

В VII—VIII веках большая часть тюркоязычного населения находилась в Семиречье, Шаше и Ферганской долине, меньшая часть — в оазисах Зарафшана и Кашкадарьи. Оно представляло собой объединение тюркских племен, обосновавшихся здесь, и местного земледельческого населения, говорившего на тюркском языке. По сведениям согдийских документов, этот край, где было тюркское население, еще с VII века назывался Туркестаном.

Количество согдийцев, осевших в Семиречье, было достаточно большим. Они оказались здесь благодаря расширению международной торговли и военным походам в V—VII веках. Торгово-ремесленные центры согдийцев располагались в Чуйской и Таласской долинах. Эти согдийские поселения вдоль международного караванного пути от Чимкента до Великой китайской стены напоминали острова в огромном тюркском мире. Несмотря на то, что согдийцы оказывали несомненное влияние на тюркоязычное население, в результате постепенного расширения культурных взаимоотношений они потеряли свой родной язык. Словом, еще задолго до арабского завоевания большая часть населения Шаша, Ферганской и Зарафшанской долин, Кашкадарьинского и Сурхандарьинского оазисов, Хорезма и даже левобережья Амударьи стала тюркоязычным.

Сложная политическая обстановка, сложившаяся в результате завоевания Арабским халифатом Ирана, Хорасана и Мавераннахра, с одной стороны, объединила местное население, боровшееся против захватчиков. С другой стороны, население Ирана, говорившее на фарси, приняло мусульманство, участвовало в военных походах халифата и было вынуждено пропагандировать ислам. В результате, наряду с приходом в Хорасан и Мавераннахр арабского языка и исламской религии, среди местного населения усилилось идеолого-практическое значение языка фарси. Здесь, несколько изменившись под влиянием говоров местного населения, язык получил название фарсидари. Постепенно развиваясь, этот язык вытеснил из общения согдийский. Процесс особенно усилился, когда в Мавераннахре и Хорасане образовалось независимое государство Саманидов и фарсидари стал государственным языком. В результате на основе фарсидари стал формироваться литературный язык, появилась художественная литература. Как известно по источникам, часть населения Мавераннахра и Хорасана, говорившая на фарсидари, с XI века стали называть себя "този", то есть "таджик".

В XI веке с образованием государства Караханидов ускорился процесс объединения и переход к оседлой жизни карлуков, огузов, чигилей, ягма и других тюркских племен с тюркоязычным населением, жившим в Шаше, Фергане и других областях Мавераннахра. Происходило освоение богатой практики и традиций земледельческой и городской культуры. Появилась художественная литература, основанная на письменном тюркском языке и устном народном творчестве. В результате тюркоязычное население стало преобладать в Мавераннахре и Хорезме.

Таким образом, благодаря этническим процессам, продолжавшимся в сверхсложной политической обстановке, в Мавераннахре, Хорасане и Хорезме в IX—XII веках формировались узбекский и таджикский народы. Несмотря на то, что названия этих родственных народов появились гораздо позже, носители их были прямыми потомками древнего земледельческого населения Турана, говорившего на двух языках. Совместное проживание на протяжении веков, интенсивные взаимные экономические и культурные отношения, объединенная борьба против внешних врагов привели к их этническому и языковому сплетению и смешению. Эти народы создавали совместно материальные и духовные ценности в области обычаев, традиций, одежды, домашней утвари, музыки, художественной литературы. Их древнее культурное наследие влилось весомым вкладом в мировую сокровищницу культуры.




Посетить Узбекистан вы сможете перейдя по ссылке 

Туры в Узбекистан



Sitelinkx by eXtro-media.de

Заказ сайта в Самарканде Веб-студия