SAMARKAND    CALL  +99891  549-39-18  E-mail  :  request@slt.uz                                                    

Your Guide in Central Asia

  
  
  

 

Оглавление

 

Объединение Мавераннахра

 

Саманиды, хотя формально подчинялись хорасанскому наместнику, однако, являясь наследственными владетелями отдельных областей Мавераннахра, заложили основу независимого управления. Во главе Саманидов первоначально стоял Нух ибн Асад — старший среди четырех братьев. Во внешних дипломатических сношениях он выступал как глава семьи. Его имя стояло на медных монетах Мавераннахра. После смерти Нуха в 841 году главой династии стал его брат Ахмад — эмир Ферганы, который задумал объединить в своих руках все владения Саманидов. Когда в 856 году умер Яхъя ибн Асад, Ахмад передал его владения — Шаш и Уструшану — своему сыну Якубу.

 

Другой его сын Наср правил в Самарканде и в 864 году занял место главы Саманидов. Он продолжил объединение земель Мавераннахра. В годы его правления (864—892) Самарканд превращается в центр большого государства, практически не зависимого от наместников Хорасана. Так, в 60-е годы IX века главные области Мавераннахра, за исключением Бухарского оазиса, долин Нахшеба и Чаганруда (Сурхандарья), вошли в сферу влияния Ахмада и его сыновей.

 

Образование государства Саманидов

 

Падение династии Тахиридов в 873 году выгодно изменило положение в Мавераннахре. Появились благоприятные обстоятельства для образования единого независимого государства, и Саманиды их использовали для объединения Мавераннахра. Новая династия Саффаридов, захватившая власть в Хорасане, оказалась не способной удержать восточные области. Например, жители Бухары восстали против хорасанского наместника и изгнали его чиновников. Знать города обратилась к самаркандскому эмиру Насру ибн Ахмаду с просьбой прислать правителя из дома Саманидов.

 

Наср отправил в Бухару своего младшего брата — Исмаила ибн Ахмада (874 г.)Таким образом, в последней четверти IX столетия многие области Мавераннахра перешли в руки Саманидов, образовалось фактически независимое государство. Его первым верховным правителем стал Наср ибн Ахмад. В 875 году халиф официально признал его эмиром Мавераннахра и прислал в Самарканд специальный указ об этом. С этого времени Наср ибн Ахмад начинает чеканку серебряных монет (дирхемов) со своим именем, что являлось символом независимости нового государства.

 

Исмаил Самани

 

Эмир Бухары Исмаил ибн Ахмад был способным, энергичным и очень проницательным правителем. Получив во владение эту часть Мавераннахра, он старался понастоящему упрочить свою власть в Бухаре. Укрепив свои позиции, он под разными предлогами стал уклоняться от выплаты положенных налогов в казну государства что, разумеется, не могло понравиться Насру. Между братьями возникла вражда. Однако Исмаил боролся не за престол Самарканда, а за экономическую независимость своего удела и окончательно добился этого в 888 году. В 892 году, после смерти Насра, он стал главой государства Саманидов, столица теперь была перенесена в Бухару.

 

Покончив с внутренними междоусобицами, Исмаил обратил внимание на соседние государства. В 893 году, собрав большое войско, он направляется походом на восток и, покорив город Тараз, наносит жестокий удар по кочевникам. В результате были прекращены постоянные набеги на земледельческие области Мавераннахра.

 

Усиление могущества государства Саманидов очень беспокоило Арабский халифат. Против Исмаила халиф хотел использовать наместника Хорасана Амра ибн Ляйса из династии Саффаридов. Халиф стремился столкнуть Амра с Исмаилом. Натравливая их друг на друга, он рассчитывал ослабить обоих, что было в интересах укрепления власти халифа в Мавераннахре и Хорасане. Военное столкновение произошло в 900 году и закончилось победой Исмаила.

 

Положив конец правлению Саффаридов в качестве наместников Хорасана, Исмаил стал фактически правителем всех восточных областей Арабского халифата. Багдадский халиф был вынужден признать огромное государство Исмаила и направить ему очередную верительную грамоту. Таким образом, в конце IX века Мавераннахр освободился от гнета Арабского халифата, и здесь образовалось крупное феодальное государство со столицей в Бухаре. Этим государством до конца X столетия правила династия Саманидов.

 

Государственное устройство державы Саманидов

 

Сохранение независимости Мавераннахра, прежде всего, требовало создания сильного централизованного государства. Саманиды, хорошо осознавшие это, разрабатывают очень компактную систему государственого управления. При Саманидах государственный аппарат делился на двор — даргах и центральное управление. К двору причисляли резиденцию эмира с гаремом и жилые кварталы придворной знати, гвардии и слуг. Центральное управление состояло из десяти департаментов — диванов.

 

Среди них диван визиря считался главным, он контролировал все административные, политические и хозяйственные учреждения государства. Ему подчинялись руководители других диванов. Функции остальных диванов состояли в следующем.

 

Диван "мустауфи" представлял собой государственное казначейство. Диван "амид ал-мульк" ведал государственными документами и посольскими связями. Диван "сахиб аш-шурат" командовал гвардией Саманидов. Диван "сахиб ал-барид" ведал доставкой казенной корреспонденции. Диван "мухтасиб" контролировал рынок и правильность весов и мер. Не было города, который не имел бы своего чиновника — мухтасиба. Диван "мушриф" следил за доходами и расходами. Кроме этих диванов, были еще диваны "мумаликатихос" — департамент государственных земель, "аукаф" — департамент собственности, завещанной духовным учреждениям, и "кази" — судейский, возглавлявшийся главным государственным судьей. В правление Насра II ибн Ахмада (914—943) на площади Регистан в Бухаре, против резиденции эмира было выстроено специальное здание — дворец десяти диванов, где размещался весь центральный управленческий аппарат государства Саманидов.

 

Должностные лица выбирались из придворной знати, крупных дехканов и духовного сословия. Для этого нужно было свободно владеть арабским и персидским языками, безукоризненно знать Коран и шариат — свод мусульманских правовых норм.

 

Областные правители чаще всего назначались из членов семьи Саманидов или из влиятельной знати, в том числе бывших местных владетелей. Наряду с ними в города назначались раисы — чиновники правительства верховного эмира. Все областные учреждения имели двойное подчинение: с одной стороны, они подчинялись правителям областей, с другой, — соответствующему государственному дивану. На содержание чиновников шла почти половина государственного бюджета. Кроме этого, с конца IX — начала X века членам семьи Саманидов и наиболее крупным должностным лицам были переданы в пожизненное пользование большие земельные владения. В ряде случаев это была целая область, земледельческий район или город. Такие владения назывались икта. Владельцы икта — мукта, или ик-тадары, не могли полностью им распоряжаться. В большинстве случаев они имели право лишь на часть земельной площади. Но в X веке, как свидетельствуют источники, пожалованные икта превратились в наследственные. Жалованные в пожизненное пользование земли в это время стали называться шума. Их владелец получал право лишь на часть доходов и выплачивал установленную поземельную ренту государству.

 

В X веке пожалование земель в форме икта за государственную службу стало играть значительную роль. Имеется ряд фактов, подтверждающих, что крупные земледельческие оазисы и отдельные города, такие как Самарканд, Бухара, Шаш и Фергана, в разные периоды времени становились жалованными владениями внутри государства Саманидов. В таких случаях владельцы икта, получившие целую область, чеканили медную разменную монету от своего имени. Это, без сомнения, свидетельствовало о существенной независимости новых феодалов — иктадаров.

 

Саманиды и ислам

 

Одной из характерных черт эпохи Саманидов является развитие в Мавераннахре мусульманской идеологии. В этом деле большая заслуга принадлежит ученым-теологам ислама. Благодаря им столица государства — Бухара превратилась в один из центров ислама на Востоке. Здесь был построен ряд выдающихся мечетей, в том числе соборная мечеть Бухары, ханака — приюты для странствующих суфиев, намазгох — специальная мечеть для праздничной молитвы. К этому времени относится и строительство первого духовного учебного заведения — медресе в Бухаре. Одно из самых ранних медресе Бухары располагалось в махалле Дарвазаи Мансур, недалеко от эмирских бань.

 

Исламской идеологии, считавшейся основой духовной жизни государства, покровительствовали известные ученые-теологи, или устоды (наставники). Позже их стали называть шейх ул-исламами. Саманиды придавали большое значение идеологии ислама. Для строительства соборной мечети, медресе и ханака отводились лучшие места в городе, выделялись крупные средства. Расширялись площади земель, принадлежащих религиозным учреждениям, появилась еще одна новая формд землевладения — вакуф.

 

Например, все поливные земли, прилегающие к селению Афшана, были переданы эмиром Исмаилом учащимся бухарского медресе в вакуф. Доходы с этих земель шли на жалованье не только слушателям медресе, но и преподавателям — мударрисам. Земли, прилегающие к Регистану и известные под названием Даштак, эмир передал в вакуф бухарской соборной мечети. Эти земли были куплены им у некоего арабского военачальника Хасана ибн Мухаммада Талута за 10 тысяч дирхемов. Несомненно, в результате таких государственных мероприятий площади вакуфных земель увеличивались, укреплялось хозяйство духовных учреждений.

 

Войско в государстве Саманидов

 

Исмаил Самани содержал хорошо вооруженное войско и специальную дворцовую гвардию. Она состояла из тюркских гулямов-наемников и служила для охраны двора, самого эмира и высокопоставленных лиц дивана. Тюрки издавна славились в Мавераннахре воинским духом, своим редким умением владеть оружием и искусством наездников. Поэтому правители династии Саманидов набирали в свою личную гвардию почти исключительно юношей-тюрков, специально обученных военному делу.

 

Военная служба в дворцовой гвардии проходила в строго определенном порядке. В первый год службы гулямы имели право носить одежду из груботканной материи, ходили пешим строем и лишь во второй год становились кавалеристами. Знаком третьего года службы являлся пояс "кара-чурин". На пятом году гулямы получали нарядную одежду и удостаивались наборной уздечки со звездочкой. Если за время службы воин не совершал нарушений, то к седьмому году службы ему присваивали чин висакбаши — командира подразделения, состоящего из четырех воинов, включая его самого.

 

Удостоенный такого звания носил черную войлочную шапку, расшитую серебряными нитями, и хромовые сапоги. Самые способные и долго прослужившие гвардейцы поднимались до чина хайлбаши — командира конного отряда, затем они становились хаджибами — командирами подразделения. Командира хаджибов называли хаджиб ал-худжаб или хаджиб ал-бузург — командующий.

 

Военные звания в государстве Саманидов считались почетными. Большим авторитетом при дворе пользовались хаджибы. Хаджиб ал-бузург жил во дворце и подчинялся коменданту резиденции эмира, как главнокомандующий тюркской гвардией. Кроме гвардии, имелось и войско, состоящее не из гулямов, а из свободных граждан.

 

Воинскими подразделениями, их обеспечением, вопросами дисциплины занималось специальное войсковое управление — диван ариз. Воины получали жалованье один раз в три месяца. Одно из крупнейших образований эпохи средневековья — государство Саманидов опиралось на древние традиции государственности Востока, старалось по силе возможности организовать централизованное правление. Это феодальное государство имело регулярную тюркскую гвардию и хорошо вооруженное войско. Его система правления особо важна при изучении истории развита государственности в Средней Азии.



Посетить Узбекистан вы сможете перейдя по ссылке 

Туры в Узбекистан





Sitelinkx by eXtro-media.de

Заказ сайта в Самарканде Веб-студия