SAMARKAND    CALL  +99891  549-39-18  E-mail  :  request@slt.uz                                                    

Your Guide in Central Asia

  
  
  

 

Оглавление

Архитектура

В раннем средневековье благодаря интенсивному развитию торговли по Шелковому пути расширились культурно-дипломатические связи народов Средней Азии, Китая, Индии, Ирана и Византии. Усилилось взаимовлияние культур земледельческого населения оазисов и кочевых племен скотоводческих степей. Народы Средней Азии были втянуты в процесс мировой истории, когда формировалась и развивалась многогранная, необычайно своеобразная культура раннего средневековья. Это высокая и многоликая культура нашла свое отражение в религии, материальных ценностях и произведениях искусства. Строительные идеи и замыслы зодчих раннего средневековья творчески воплотились в инженерных решениях, архитектурных стилях и внутреннем убранстве дворцов, феодальных замков, храмов, оборонительных сооружений Согда, Хорезма и Тохаристана.

Письменность

В этот период население Согда, Хорезма, Тохаристана имело свои письменности. Из них согдийская и хорезмийская возникли на основе древнеарамейского письма. Письменность Тохаристана, в свою очередь, была основана на согдийской и хорезмийской. Несмотря на то, что в раннем средневековье в Средней Азии и во многих странах Востока, в том числе и Китае, производство бумаги было хорошо налажено, стоила она очень дорого. Письма, документы и другие надписи часто писали на коже, дереве, костях, керамике и только в очень редких случаях на бумаге. Надписи выполнялись и на стенах царских дворцов и храмов. Удалось обнаружить уникальные надписи. Это письма послов, хозяйственные записи прихода и расхода, юридические договора, астрономические таблицы, эпитафии и религиозные оды. Особенно известны согдийские документы, обнаруженные на горе Муг, вблизи города Турфан Восточного Туркестана и настенные надписи древнего Афрасиаба. Они являются ценнейшим первоисточником для изучения не только политической истории Согда, но и общественно-бытовой, а также культурной жизни согдийцев в период раннего средневековья.

Раннесредневековая система управления государством, развитое хозяйство, международная торговля, дипломатические отношения с сопредельными странами требовали широкого распространения грамотности. Поэтому в Согде была сильна тяга к знаниям. В отличие от сасанидского Ирана, где грамотность в то время была явлением редким и являлась привилегией, главным образом, жрецов и дабиров — канцелярских секретарей, в Средней Азии письменность была распространена более широко. По данным китайских источников, согдийские мальчики, достигшие пятилетнего возраста, обучались письму и счету, чтобы затем, когда им исполнится двадцать лет, отправиться в сопредельные страны для изучения торгового дела.

Известно, что в этот период согдийская письменность сыграла важную роль в процессе приобретения грамотности многими народами Центральной Азии. На ее основе появилось немало местных разновидностей письма, в том числе, уйгурская и тюркская письменности. В свою очередь, из уйгурской позднее возникла письменность монголов и манчжуров. Велика была и практическая значимость согдийского языка, так как в VII—VIII веках в Центральной Азии этот язык был широко распространен. 

Население свободно говорило на согдийском и тюркском языках. Двуязычье особенно широко было распространено среди городского населения. Но и среди грамотной знати каганата было немало лиц, которые свободно владели согдийским языком. Некоторые согдийцы жили в резиденции тюркского кагана. Многие из них были в ранге сановников и вельмож, исполняя роль советников, послов, наставников, обучая письму и грамоте наследников кагана.

Без сомнения, древнеруническое письмо (письмо азиатских тюрков) было изобретено знатоками согдийского и тюркского языков. Несмотря на то, что в основе этой письменности лежит арамейская, это была совершенно новая система знаков, ясно передающих фонетические особенности тюркского языка. Эта азбука тюрков, заимствованная из двух письменностей, состояла из 38—40 букв, форма которых была очень удобна для высечения на камне и дереве.

Таким образом, в период раннего средневековья тюркский мир благодаря согдийцам приобщился к высоким достижениям культуры народов Средней Азии и Ближнего Востока.

Религиозные верования

В VI—VIII веках население Средней Азии исповедовало зороастрийскую религию и буддизм, более слабо распространилось здесь несторианство, встречалось манихейство и шаманизм. Зороастрийцы преобладали в Хорезме, Согде и Чаче, о чем ярко свидетельствуют многочисленные находки оссуариев - сосудов для хранения костей умерших у зороастрийцев. В городах стояли зороастрийские храмы — вагн. Священный огонь — адархурра — горел в аташкаде (храм огня) беспрерывно, днем и ночью. Зороастрийцы от мала до велика, будь то простолюдин или знатный человек, передавая приношение в храм через священника — атрабана, просили у священного огня милосердия и поддержки.

Согласно воззрениям зороастризма, в мире борются два начала — добро и зло. Добро олицетворяет бог Ахурамазда и его помощники, которые персонифицировали идеи добромыслия, правдивости, совершенства, бессмертия и т.д. Зло — бог Анхрамайнью и его покровители — дэвы (фантастические агрессивные существа). Человек создан Ахурамаздой, но свободен в своих мыслях и поступках и поэтому доступен воздействию духов зла. Он должен своими мыслями, словами, делами, а также телесной чистотой бороться против злых существ.

У зороастрийцев, кроме Ахурамазды, был целый пантеон богов и покровителей — Митра, Фарна, Нана, или Анахита, Миррих и Хубби. Огонь у зороастрийцев считался священным. Источником тепла является солнце. Солнце дарует миру жизнь, с его лучами просыпается все живое. Огонь — его частица. По учению зороастрийцев, вселенная состоит из четырех стихий: огня, земли, воды и воздуха. Они были священными. Запрещалось осквернять их грязными вещами. Вплоть до того, что запрещалось тела усопших предавать земле, огню, воде или оставлять на траве. В доме, где жил усопший, несколько дней не жгли огонь, не готовили пищу. Тела умерших оставляли на каменистых возвышенностях или на крыше дахмы — мавзолея, специально построенного за пределами города. После того, как хищники съедали мягкие ткани, а солнце до желтизны высушивало кости, их собирали в оссуарий. После завершения всех погребальных обрядов оссуарий с останками усопшего переносили в специальную гробницу — наус. Этим и заканчивался обряд захоронения.

В южных областях Средней Азии, в городах Тохаристана, Ферганы, Семиречья и особенно в Восточном Туркестане широкое распространение получил буддизм. В конце VI — начале VII века даже некоторые западнотюркские каганы приняли буддизм и строили буддийские храмы. В VII веке только в городе Балхе насчитывалось сто буддийских монастырей, в Термезе .—десять и Кобадиане — три. На городище Кува, расположенном недалеко от Ферганы, обнаружены и раскопаны руины двух буддийских храмов раннего средневековья. Здесь было найдено несколько разноцветных глиняных скульптур Будды и бодхисатв. Вблизи Термеза, в Зангтепа были найдены буддийские рукописи VII—VIII веков, выполненные на бересте. По сведениям китайского путешественника VII века Сюань Цзяня, только в Восточном Туркестане действовало несколько сот буддийских храмов. В них проживало более десяти тысяч монахов, самоотверженно служивших своей религии.

Сюань Цзянь писал, что золотая скульптура Будды, установленная в одном из храмов Восточного Туркестана, была высотой 12 м. Буддийские проповедники через Чач и Ферганскую долину, Семиречье и Восточный Туркестан порой доходили до внутренних областей Китая. Переводы буддийского священного писания на тохарский, затем китайский и тюркский языки выполняли ученые Согда, Тохаристана, Мерва и Кангхи. Буддийское учение проповедовало нравственность, правила и нормы поведения, духовный порыв и запрещало убийство, воровство, ложь, безнравственность и пьянство.

Как свидетельствуют письменные источники, в Средней Азии было немало и тех, кто исповедовал несторианство (одно из течений в христианстве). Ургутский район Самаркандской области считался центром христианства не только Согда, но и всей Средней Азии. По всей вероятности христианство пришло из Мерва в Согд в V—VI веках. В VI веке в Самарканде была учреждена епископская кафедра, а в VIII веке — митрополия. Арабские авторы VIII—IX веков в своих произведениях также упоминают о христианах, живших в Бухаре, Самарканде и Семиречье. О существовании в этих областях христианских общин свидетельствуют и археологические находки — христианские надписи на тюркском, согдийском и сирийском языках. Так, например, на фрагменте керамики, найденном в Коштепе вблизи Ургута, изображен один из основных обрядов христиан — крещение. Священник в длинной рясе держит в левой руке книгу, а в правой — крест и стоит перед верующим, изображенным без головного убора коленопреклоненным.

В раннем средневековье в религиозных представлениях народов Средней Азии пустило глубокие корни манихейство. Эта религия появилась на основе зороастризма, христианства и буддизма в проповедях некоего Мани (216—274), жившего в городе Библ (Сирия). По преданию, он начал пророчествовать в Иране. Но его учение получило сильный отпор со стороны зороастрийских жрецов. Позже сторонники Мани утвердились в южных областях Средней Азии и Восточном Туркестане. В основе манихейства — учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных принципов бытия. В достижении совершенства человек должен помогать добру в борьбе со злом. Основными обрядами манихейства были: молитва, соблюдение поста и подаяние. Молитвы посвящались Луне и Солнцу, пост держали по воскресеньям и праздничным дням. Манихейское учение поощряло торговлю и разрешало ростовщиче ство. Поэтому оно, прежде всего, было принято купцами в городах, знатью, занимавшейся международной торговлей, и местными правителями. Религиозные книги манихеев были переведены с персидского на согдийский, тохарский, тюркский и китайский языки.

В VI—VIII веках манихейство через Мургабский оазис, Тохаристан и Согд. проникло в Восточный Туркестан и Китай. С VIII века это учение было объявлено китайским императором национальной религией "западного владения" и государственной религией Уйгурского каганата. Согдийцам было позволено строить манихейские храмы на территории Китайской империи. В манихейских обрядах важную роль играли изобразительное искусство и музыка, что, без сомнения, повлияло на развитие этих видов искусства в Средней Азии.

У скотоводческого населения Тюркского каганата издавна существовал шаманизм. Эта ранняя форма религии основывалась на анимистическом представлении о существовании у каждой вещи духа, души. Древние тюрки называли свою религию кам. В VI—VIII веках среди скотоводческой части населения Западно-тюркского каганата появились буддийские и христианские общины, и даже тюркские правители покровительствовали этим религиям. Но большая часть скотоводов все же продолжала исповедовать шаманизм, который можно охарактеризовать как веру в бога тенгри, создавшего из ничего Вселенную, которому следует регулярно приносить жертву, например, черного коня.

Таким образом, в VI—VIII веках Среднюю Азию отличала веротерпимость. Население ее исповедовало зороастризм, буддизм, христианство, манихейство и шаманизм. На территории некоторых областей религиозные обряды и обычаи переплетались между собой, играя важную роль в духовной жизни общества. На основе слияния разных религиозных убеждений формировалась и развивалась материальная и духовная культура Средней Азии.

Искусство

В VI—VIII веках в городах Средней Азии наряду с ремеслом, строительством и архитектурой развивались также разные направления изобразительного искусства, в частности, живопись и скульптура. Это нашло свое отражение в настенных росписях и резьбе по ганчу во дворцах раннего средневековья, в скульптурах, установленных в буддийских храмах, в культовых керамических статуэтках, деревянных идолах, а также в изображениях и надписях на монетах. Без сомнения, в этом зафиксировались те изменения, которые произошли в социально-экономической жизни, политических взаимоотношениях раннего средневековья. Уникальными произведениями искусства этого периода являются настенная живопись, скульптура и резьба по ганчу городищ Балалык-тепа, Пенджикент, Афрасиаб, Варахша, Кува. Средневековые настенные росписи — это не только памятник изобразительного искусства, но, можно сказать, и уникальный энциклопедический источник, благодаря которому мы узнаем о сложном процессе становления феодальных отношений, взаимоотношениях между феодальными владениями, об обычаях и убеждениях людей того времени. Считается, что в создании подобных произведений искусства оказало определенное влияние учение манихеев.

В изобразительном искусстве VI—VIII веков важное место занимала скульптура. Сильное влияние на ее развитие оказал буддизм. Обычно в буддийских храмах положено устанавливать большое количество скульптур Будды и бодхисатв, сделанные из глины, алебастра и камня. Скульптуры Будды очень больших размеров были найдены на городище Кува Ферганской долины и Ажинатепа, вблизи Кургантепа. Искусство резьбы по дереву было также на достаточно высоком уровне. На городищах Афрасиаб и Пенджикент найдены обуглившиеся резные фигуры — танцовщиц, различных животных и мифологических существ, правителя, восседающего на троне, бойца на колеснице. Особое внимание привлекает уникальная скульптура танцовщицы, выполненная с большим мастерством и вкусом. С точностью до мелочей резчик передал движение танцовщицы, ее одежду и украшения.

Образцы оригинальных памятников резного искусства раннего средневековья были изучены по археологическим находкам на городище Варахша (в Бухарском оазисе). Среди них встречаются различные геометрические фигуры, фруктовые деревья, растения (виноградная лоза с кистями винограда), сцены охоты, животные (лошади, олени, архары, кабаны), фантастические существа (грифоны, драконы, сфинксы), мужчины, женщины и всадники. Эта рельефная резьба на различные сюжеты, выполненная на высоком художественном уровне, украшала стены варахшинского дворца бухар-худатов.

Музыкальное искусство

Как свидетельствуют китайские источники, в VII—VIII веках в Средней Азии было развито и музыкальное искусство. В этот период Бухара славилась своими музыкантами и певцами, Самарканд — мастерами игры на свирели, Ташкент — танцорами и танцовщицами, Хотан — мастерами игры на сурнае, Куча — композиторами. Еще в те времена задушевность и мелодичность музыки Бухары и Хорезма, ритмичность и задор ташкентского танца могли очаровать самого взыскательного ценителя искусства. Особенно поражал китайскую знать знаменитый танец юношей из Чача, исполняемый под аккомпанемент лиры и свирели, или танец девушек из Чача — "дойра ракси", который они танцевали под ритмичные легкие удары бубна.

На дворцовых торжествах китайского императора демонстрировали свое мастерство канатоходцы, акробаты, острословы, клоуны, шуты и фокусники из Средней Азии. Население китайского города Чаньян впервые в VII веке могло видеть кукольный театр, который показывали актеры из Туркестана. По данным письменных источников, только в Бухаре бытовало четырнадцать видов музыкальных инструментов. Само количество их свидетельствует об уровне развития музыкального и танцевального искусства.

Но необходимо учитывать, что развитие искусства в условиях феодальных отношений зависело от сословия имущих. Поэтому мастера искусства чаще всего выступали при дворе правителя, и духовное богатство народа служило, в основном, аристократической знати.

Таким образом, в VI—VIII веках в Средней Азии развивались архитектура, письменность, религия, изобразительное искусство, музыка, что оживило связи между сопредельными странами орошаемого Востока. В результате была создана многогранная культура, воплотившая в себе богатую духовную жизнь раннесредневековой Средней Азии.




Посетить Узбекистан вы сможете перейдя по ссылке 

Туры в Узбекистан



Sitelinkx by eXtro-media.de

Заказ сайта в Самарканде Веб-студия