SAMARKAND    CALL  +99891  549-39-18  E-mail  :  request@slt.uz                                                    

Your Guide in Central Asia

  
  
  

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ПРИ ТЕМУРИДАХ

 

Оглавление

Строительство и архитектура Мавераннахра

В XV веке в Самарканде и Герате получает большое развитие строительство, архитектура и прикладное искусство. В годы правления Улугбека в городах Мавераннахра было возведено множество мечетей, медресе, ханака, бань, каравансараев и других общественных зданий. Было завершено строительство, начатое еще при Темуре, в том числе портальная часть Гур-Эмира, некоторые усыпальницы Темуридов в Шахи Зинда, мечеть Кок Гумбаз в Кеше и мавзолей Ахмада Яссави в Туркестане. Огромное внимание Улугбек уделял благоустройству Самарканда. В этот период была создана городская центральная площадь Регистан. На ней, наряду с медресе Улугбека, были построены ханака, каравансарай и мечеть Мукатта, а также соборная мечеть Кукельдаш. Из этого архитектурного ансамбля сохранилось лишь медресе Улугбека, которое считается одним из уникальных архитектурных памятников мусульманского Востока XV века.

В этот период свое композиционное завершение получает еще один крупный городской архитектурный ансамбль — Шахи Зинда. Этот комплекс XIV—XV веков является не только уникальным творением зодчих, но и великолепным образцом прикладного искусства. Ансамбль Шахи Зинда можно считать своеобразной вершиной развития архитектуры XIV—XV веков, где нашли воплощение все основные тенденции монументального искусства и архитектуры времен Амира Темура и Темуридов.

Самой примечательной постройкой этого времени была воздвигнутая Улугбеком обсерватория. Архитектурные задачи здесь были связаны с астрономическими целями. Среди построек гражданской архитектуры, созданных в это время, упоминаются роскошная баня "Мирзаи" и одноименный каравансарай, где обычно останавливались купцы сопредельных стран.

Из монументальных построек, возведенных в эпоху Темуридов, следует назвать двухэтажное медресе Ходжа Ахрар, мавзолей — Ишрат-хана (1464) и Ак-Сарай (70-е годы XV в.). Последние имеют большую эстетическую ценность. Ишрат-хана — это династический мавзолей женщин и детей дома самаркандских Темуридов. Он был воздвигнут женой Абу Сейида Хабибой Султан-бегим.

Мечети, медресе, мавзолеи и другие монументальные здания, сохранившиеся до наших дней, дают полное представление об инженерных, конструктивно-планировочных и декоративных особенностях строительства и архитектуры эпохи Амира Темура и Темуридов. Вековые достижения прошлого обогатились новыми приемами и совершенной системой. Формировался своеобразный многогранный архитектурный стиль, получивший при Улугбеке свою классическую завершенность. Искусные зодчие, каменщики и мастера декоративной отделки обогатили города Мавераннахра множеством величественных, богато оформленных архитектурных ансамблей. В их творчестве воплотились идеи и дух того времени.

Строительство и архитектура Хорасана

Во второй половине XV века роль главного культурного центра государства Темуридов от Самарканда перешла к Герату. При Султане Хусайне Байкаре именно сюда стремились деятели науки и искусства со всех концов Мавераннахра и Ирана. Благоустройство Герата и его окрестностей, в частности строительство большинства крупных зданий, осуществлялось, в основном, по инициативе Алишера Навои, занимавшего в то время должность великого визиря в государстве. По данным источников, Навои и его соратниками в Герате и его окрестностях было построено более 300 общественных заведений: мечети, медресе, бани, сады отдыха, дворцы, больницы, карвансараи, мавзолеи, а также множество оросительных каналов, водохранилищ, бассейнов и мостов. По сообщению историка XV века Хондемира, Навои на свои средства построил в Астрабаде дворец Мир и соборную мечеть в Мерве. Наряду с этим, Навои восстановил 12 мечетей в городах Хорасана.

Алишер Навои был одним из крупных землевладельцев своего времени. По данным историка Мухаммада Хайдара, ежедневный его доход составлял семьдесят пять тысяч динаров. На его средства содержались двенадцать тысяч студентов медресе, поэтов, художников, ювелиров и ученых.

Среди общественных зданий особое место занимали бани. Только в Герате и его окрестностях по инициативе Навои и на его средства был воздвигнут ряд общественных бань: Чилдухтарон Зияратгох, Пандждех, Файзабад, Садабад, Дараи Занг, Тарноб, Сафоия и другие.

Вокруг Самарканда, Бухары, Мерва, Герата и других крупных городов создавались обширные сады отдыха. Сады времен Темуридов состояли из четырех частей — "чарбаг". Они представляли собой прямоугольник или квадрат, окруженный довольно высокой стеной. Такой сад имел от 4 до 16 секторов, расположенных вокруг центральной аллеи, ведущей к дворцу — кешку. В секторах живописно располагались цветники, декоративные и фруктовые деревья. Насаждения были расположены в строжайшем порядке: вечнозеленые сосны и кипарисы — символы рая, чинары, ивы, тополя, окаймлявшие аллеи с беседками и навесами, фруктовые деревья всех сортов, были здесь и виноградники. Таким образом декоративный парк сочетался с садом фруктовым. Система водопроводов и бассейнов обеспечивала свежесть и прохладу. Цветочные массивы были задуманы так, чтобы цветение происходило постоянно — с начала весны до конца осени. Хотя эти сады предназначались только для представителей дома Темуридов и окружавшей их высшей элиты, они свидетельствуют о бурном развитии садово-паркового искусства.

Книжное дело

Особое место в духовной жизни государства Темуридов принадлежало рукописной книге, поскольку книгопечатания тогда еще не было. Во все времена у народов Средней Азии рукописная книга считалась особо почитаемой ценностью, источником духовной преемственности поколений. Основным. материалом для рукописных книг служили пергамент и бумага. В Средней Азии собственную бумагу стали делать в VII веке в Самарканде, и отсюда она распространилась во многие страны. Производство высококачественной бумаги стало важнейшим фактором развития науки, литературы и искусства. Благодаря этому рукописные книги стали изготавливаться во многих городах Мавераннахра и Хорасана. В XV веке, наряду с другими видами ремесел, на высоком уровне находилось книжное дело. Появились искусные мастера книжного искусства: каллиграфы, художники и переплетчики. В то время на изготовление книги уходило очень много времени и труда. Каждая книга требовала особого подхода и стиля — от подбора бумаги и чернил до переплета. Для того чтобы рукопись благоухала, в чернила добавляли душистую амбру и розовую воду.

Каллиграфия считалась не только тонкой, почти ювелирной работой, но и своеобразным искусством. Художественная ценность книги во многом зависела от умения и таланта каллиграфа. Эта профессия требовала грамотности, широкого кругозора, тонкого вкуса, а также огромной выдержки. Опыт и навыки передавались от мастера к ученику, таким образом продолжались и совершенствовались традиции каллиграфической школы.

Рукописная книга, сотворенная искусными мастерами в нескольких экземплярах, стоила баснословно дорого. Такие книги изготавливались только по заказам правителей и очень богатых людей. В библиотеках Самарканда, Герата, Бухары, Табриза в XIV—XV веках хранилось немало изящно оформленных и иллюстрированных редких рукописей. Это было время нового периода в развитии книжного искусства. Известным каллиграфом Мир Али Табризи был разработан новый изящный почерк "насталик", получивший большую известность и широкое распространение. Другим крупным, мастером, которого называли "Царем каллиграфии", был Султан Али Машхади (1432— 1520). До наших дней сохранилось более 50 книг, переписанных Султан Али Машхади, в том числе произведения Низами, Аттара, Хафиза, Саади, Хосрова Дехлеви, Джами, Навои, Хусайна Байка ры и др Признанный мастер по резьбе, он выполнил также надписи на стенах дворца Хусайна Байкары и на его надгробной плите. Им была написана книга по искусству каллиграфии.

В этот период в Самарканде и Герате были созданы государственные библиотеки. В них не только хранились рукописные книги и их копии, но и велась работа по сбору ценных рукописей, их художественному оформлению и переплетению. Такие библиотеки были средневековыми книжными мастерскими. Здесь под началом заведующего библиотекой — китабдара — работали опытные каллиграфы, искусные художники-миниатюристы, резчики и переплетчики и т.п. Так, например, в гератской библиотеке брата Улугбека — Байсункара трудилось более 40 каллиграфов и несколько художников-миниатюристов. В 1429 году здесь был выполнен знаменитый список с двадцатью миниатюрами поэмы Абул-Касыма Фирдауси "Шахнаме".

Во второй половине XV века книжному делу уделяли большое внимание правитель Хорасана Хусайн Байкара и Алишер Навои. Они заботились об обогащении книжного фонда дворцовой библиотеки. Брат Навои — Дервиш Али был назначен китабдаром. Он собрал в библиотеке лучших художников-миниатюристов и каллиграфов, среди которых были знаменитые Султан Али Машхади и Рафики. По заказу Хусайна Байкары и Алишера Навои они переписывали множество книг и сборников стихов. По сведениям Бабура, Султан Али в день переписывал 30 бейтов (стихотворных строк) Хусайна Байкары и 20 бейтов Алишера Навои.

Изобразительное искусство

XIV— начало XV века ознаменовали собой один из наиболее блестящих периодов в развитии изобразительного искусства, особенно книжной миниатюры. Наивысшего расцвета это искусство достигло в годы правления Хусайна Байкары — покровителя талантов. В его придворной библиотеке занимались творчеством многие известные художники-миниатюристы: Бехзад, Мирак Наккаш, Касым-Али, Махмуд Музаххиб, Ходжа Мухамад Наккаш, Шах Музаффар и другие.

Письменные источники и сохранившиеся до наших дней произведения искусства того времени ярко демонстрируют своеобразный стиль и творческие поиски на пути к реализму талантливых мастеров-художников эпохи Темуридов. В этом отношении особенного успеха достигла школа миниатюристов, основанная Бехзадом в Герате. Как и все художники гератской школы, Бехзад работал во всех жанрах — лирическом, бытовым, батальном и в жанре портрета. Сохранились портретные изображения таких знаменитых людей того времени, как Навои, Джами, Бехзад, Хусайн Байкара, Бабур, Шейбани-хан. Художники гератской школы старались не только как можно четче и реальнее запечатлеть внешний облик, но и отразить духовный мир человека. Так, например, на портрете Навои, выполненном Махмудом Музаххибом, он предстает перед зрителем немолодым, несколько усталым, задумчивым мыслителем.

Произведения, посвященные бытовому жанру, особенно пейзажи, также полны реализма. Бехзаду и ученикам удавалось настолько точно отображать быт, что, глядя на их картины, можно ясно представить жизнь того времени.

Особенно привлекало Бехзада изображение человека в действии, в труде, в общении с окружающими людьми. Одной из таких сцен является миниатюра "Строительство замка Хаварнак", выполненная Бехзадом к "Хамсе" Низами. На миниатюре изображены все процессы труда, используемая при этом техника, способ кладки и методы изготовления строительных материалов. Прозванный впоследствии "Рафаэлем Востока", Бехзад считается одним из корифеев изобразительного искусства XV века. Он основал школу миниатюристов, создав новый художественный стиль, называемый гератским. Бехзад как наставник-учитель и опытный художник внес большой вклад в развитие изобразительного искусства Востока. Творчество его было многогранно. Произведения, созданные Бехзадом, своей тонкостью и яркостью занимают особое место среди книжных иллюстраций в рукописях Герата. Сюжеты его богаты и разнообразны. Особенно впечатляющими являются его лирические иллюстрации к поэме Дехлеви "Лейли и Меджнун" и к произведению Йезди "Зафарнаме".

Итак, в XV веке изобразительное искусство, переплетаясь с достижениями художественной литературы и каллиграфии, дополняли друг друга, поднимаясь на более высокий уровень. Темуридский период стал блестящей эпохой расцвета в истории миниатюрного искусства.

Музыкальное искусство

XIV—XV столетия стали новым этапом в музыкальном искусстве Средней Азии. В этот период дальнейшее развитие получили классические макомы, народные обрядовые песни и музыкальные сказания. Совершенствовались музыкальные инструменты, расширилась сфера инструментального и певческого исполнительства. При Амире Темуре и его приеемниках — Шахрухе, Улугбеке, Абу Сейиде и Хусайне Байкаре, наряду со столичными Самаркандом и Гератом, многие крупные города Мавераннахра и Ирана (Бухара, Хива, Балх, Кабул и другие) становятся центрами музыкального профессионального образования.

Среди известных музыкантов того времени были Абдукадыр Найи, Кулмухаммад Шейхи, Хусайн Уди, Шахкули Гиджаки, Касым Раббони, Ахмад Кануни и многие другие. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесли музыковеды, наиболее известным среди которых был Ходжа Абдукадыр Мараги (1340-1435). Он автор более 200 трудов по теории музыки, таких, как "Пение и мелодия", "Свод мелодий" и других.

Музыка занимала особое место в жизни и творчестве Алишера Навои. Даже псевдоним его был взят из музыкальной терминологии — "наво" значит "мелодия", "напев". Он с благодарностью вспоминает своего учителя музыки, известного бастакора Ходжа Юсуфа Бурхана, которому посвятил следующие строки:

Дорога музыки — русло мое,

Игра на сазе— ремесло мое,

Постиг я, музыку держа в руках,

Науку о ритмических кругах.

Я обучаю музыке людей,

Верней, учитель я учителей.

Навои в своих произведениях не раз упоминает деятелей музыкального искусства, среди которых его дядя Мухаммад Али Гари-би, бастакоры Абдулла Марварид, Хафиз Шарбати, Палван Мухаммад, певцы мавлана Айни, Хафиз Казак, инструменталисты Ходжа Камал ад-дин Уди, Али Кармал, Ходжа Абдулла Садр, авторы музыкальных трактатов Джами, Бинаи, мавлана Салими и мавлана Риязи.

Главное достижение музыкального искусства этого периода — формирование классического народного музыкально-вокального цикла "Шашмаком", состоящего из шести частей — макомов, каждый из которых содержит ряд мелодий. По сообщению музыковеда конца XVI века Дервиша Али Чанги, из 24-х распространенных в его время макомов некоторые принадлежали Улугбеку, 12 — Хусайну Байкаре и 7 — Алишеру Навои.

XIV-XV века можно назвать расцветом теории музыки на Востоке. Именно в это время были созданы труды Зайн ал-Абидина Хусайни "Научные и практические законы музыки", Наджм ад-дина Кавкаби (1480-1535) "Трактат о музыке" и Дервиша Али Чанги "Дары радости". Эти работы содержат ценнейшие сведения о жизни и деятельности многих бастакоров, певцов, музыкантов-инструменталистов эпохи Темуридов.

Литература

Эпоха Темуридов была периодом расцвета художественной литературы. Мощный толчок в своем развитии получила тюркоязычная литература. Появляется множество поэтических и прозаических произведений на тюркских наречиях. Укрепилась и расширилась взаимосвязь тюркской (староузбекской) и таджикской литератур. Появились переводы на тюркский язык. Стало развиваться литера-туроведение, создаются ценные научные труды.

Среди тюркских народов популярны были поэтические и прозаические произведения Ахмада Яссави, Сулеймана Бакиргани, Ахмада Югнаки, Рабгузи, Хайдара Хорезми. Амир Темур особенно ценил суфийского поэта Ахмада Яссави и приказал воздвигнуть величественный мавзолей над его могилой.

Среди тюркских литераторов особенно популярными были имена Сейида Насими, Сайф Сараи, Лутфи, а в персидской поэзии— Хафиза Ширази, Камал а Худжанди, Салмана Саваджи. Вариант поэмы "Юсуф и Зулейха" Дурбека, поэтические произведения Атаи и поэмы "Зафарнаме" и "Цветок и навруз" Лутфи считались жемчужинами своего времени. Среди тюркоязычных литераторов Лутфи был знаменит и популярен еще до Алишера Навои. Он писал свои произведения не только на тюркском, но и на персидском языке. Лутфи воспевал любовь к справедливости и честности, милосердие, а также уважение к ученым и приверженность к знаниям, науке и искусству. В развитии художественной литературы эпохи Темуридов большая роль принадлежит Абд ар-Рахману Джами (1414-1492), крупнейшему поэту и мыслителю, наставнику Алишера Навои. Джами хорошо разбирался в грамматике, логике, греческой и восточной философии, естествознании, математике, астрономии. Он работал во всех известных в XV веке жанрах: продолжил традицию своих предшественников Саади Ширази, Камола Худжанди и развил их идеи. Джами написал около ста книг по самым различным вопросам науки и литературы. Основными поэтическими произведениями Джами являются: "Хафт авранг" ("Семь престолов"), "Бахористан" ("Весенний сад") и "Хирад намеи Искандари" ("Книга мудрости Александра Македонского"), проникнутые идеями гуманизма. Он осуждает деспотизм, тиранию, алчность и скупость, воспевает трудолюбие, человечность, равенство и мечтает о социальной справедливости, взаимопомощи и сотрудничестве, о мире между людьми.

Абд ар-Рахман Джами был современником и другом великого узбекского поэта Алишера Навои. Дружба двух классиков литературы есть яркий пример сотрудничества двух народов: узбеков и таджиков. Борьба за счастье человечества, культуру, науку, образование, искусство и литературу составляла основное содержание жизни этих великих людей эпохи Темуридов.

В духовной жизни эпохи Темуридов очень велика роль гениального поэта и мыслителя Алишера Навои. Вся жизнь Навои посвящена борьбе за народное счастье, справедливость, спокойствие и мир в стране. Он как мудрый политический деятель и ученый-энциклопедист внес неоценимый вклад в развитие литературы, науки и искусства.

Благодаря трудам Навои узбекская классическая литература поднялась на новую ступень. Он являлся покровителем науки и искусства, учителем-наставником многочисленных последователей. Творчество Навои многогранно. Как ученый он прославился множеством научных произведений в области языкознания, литературы, музыки, истории, философии, астрономии и педагогики. Им было написано более тридцати крупных художественных сочинений. "Хамса" (Пять поэм), "Хазоин ул-Маоний" (Сокровища знаний), "Махбуб ул-кулуб" (Возлюбленные сердец) и "Мухакамат ул-лугатайн" (Книга суждения о достоинствах двух языков) Навои стали выдающимися достижениями мировой литературы. Под псевдонимом "Фани" Навои писал на фарси ("Дивани Фани", "Хасби хал", "Тухфат ул-афкор").

В произведениях Навои с большим мастерством воспевается любовь и преданность, честность и дружба, мир, сотрудничество и разум. Он бичевал несправедливость, тиранию, обман, ложь и лицемерие, призывал людей к человеколюбию и познанию истории. Говоря о достоинствах истории, Навои особо подчеркивает поучительность исторических уроков. По его мнению, в истории отчетливо видны причины, ведущие к распаду государств, а также пути предотвращения произвола и разрушения. Он считал, что основа всех земных благ и изобилие — результат усердного труда. "Среди людей,— говорил он, — лучший тот, кто народу больше пользы принесет". Навои прославлял труд пахаря и каменщика, музыканта и художника, творчество поэта и ученого, приносящие пользу людям, обществу, стране.

Несомненно, Алишер Навои был одним из величайших поэтов средневековья и внес огромный вклад в духовную сокровищницу эпохи Темуридов. Многогранный талант Навои ставит его в один ряд с такими мировыми гениями, как Гомер и Данте, Фирдауси и Саади, Низами и Шота Руставели, Шекспир и Бальзак, Пушкин и Толстой, Рабиндранат Тагор и Лу Синь. Его творческое наследие стало достоянием всего человечества, а творения пережили века, вошли в память народа, вдохновляют и поныне.




Посетить Узбекистан вы сможете перейдя по ссылке 

Туры в Узбекистан



Sitelinkx by eXtro-media.de

Заказ сайта в Самарканде Веб-студия