SAMARKAND    CALL  +99891  549-39-18  E-mail  :  request@slt.uz                                                    

Your Guide in Central Asia

  
  
  

 

Оглавление

"

Байт ал-хикма" (Дом мудрости)


Арабский халифат, захвативший огромную территорию, сильно нуждался в просвещенных светских людях, необходимых для укрепления новой власти в завоеванных странах. Потому здесь, наряду с исламом, активно распространялся и арабский язык. Он считался языком государства, религии и науки. В свою очередь, местная знать, стремившаяся как можно теснее сблизиться с арабскими властями, усиленно старалась изучать арабский язык. Со временем среди населения Мавераннахра появились люди, в совершенстве владеющие государственным языком халифата. Вместе с тем арабским языком как языком науки широко пользовались ученые Мавераннахра и Хорасана. Многие из них перебрались в центральные города халифата —Багдад, Басру, Дамаск, Каир, Куфу, ставшие в первые века ислама научными центрами Востока.

К середине VIII века халифат простирался от Средней Азии на Востоке до Испании на Западе. В системе единого централизованного исламского государства происходил заметный подъем сельскохозяйственного и ремесленного производства. Активизировались международная торговля и мореходство, строились ирригационные и гидротехнические сооружения, возводились новые города. Все возрастающие потребности государства и общества в практических знаниях, необходимых для составления сельскохозяйственного календаря, географических карт, разработки методики определения расстояний между населенными пунктами, измерения земельных площадей, рационального распределения воды между водопользователями, настоятельно требовали развития астрономии, математики и географии.

В развитии этих наук немалую роль играл и ислам, требовавший от своих последователей строгого соблюдения времени обрядов, что вызывало необходимость создания устройств для измерения времени (солнечные часы — Даираи Хинди, гномоны, клепсидры и т.п), а также способов определения точного направления на Мекку из любого пункта обширной империи.

На территориях государств, завоеванных халифатом, — в Сирии, Египте, Иране и Средней Азии существовали древние очаги культуры. В Средней Азии еще задолго до ислама в зороастрийских храмах проводились астрономические наблюдения. Эти научные традиции получили дальнейшее развитие в Багдаде, куда в 819 году по приглашению халифа Маъмуна (813—833) переехали многие видные среднеазиатские ученые, такие как Муса ал-Хорезми, Ахмад ал-Фергани, Хабаш ал-Хасиб, Яхъя ибн Абу Мансур, Абул-Аббас Джавхари и другие. Потребности в практических знаниях были столь велики, что халиф развернул широкую программу по организации научных исследований, придав им статус важнейших государственных приоритетов.

В столице халифата Багдаде при участии среднеазиатских ученых была организована академия "Байт ал-хикма" (Дом мудрости). Здесь имелась богатейшая библиотека, где хранилось огромное количество рукописей на арабском, персидском, греческом, индийском языках по разным областям науки, культуры и религии. В Багдаде (квартал Шамасия) и около Дамаска на горе Касийун были построены две обсерватории, где, наряду с астрономическими наблюдениями, ученые занимались изучением и переводом на арабский язык трудов индийских, греческих и иранских авторов.

Муса ал-Хорезми (783—850)

С именем ал-Хорезми связана большая научная работа в академии ал-Маъмуна. Известно, что он попал в Багдад уже вполне сложившимся ученым, последователем индийской научной школы, которая проникла в Среднюю Азию вместе с буддизмом. Ал-Хорезми был хорошо знаком и с греческой наукой.Он возглавил багдадский "Байт ал-хикма", а его сотрудаиками были ученые из Сирии, Египта, Персии, Хорасана и Мавераннахра. Совместно с ними он по приказу халифа в пустыне Санджар проводил специальные измерения длины градуса дуги земного меридиана с целью определения размеров земного шара. Эти измерения на протяжении 700 лет оставались не превзойденными по точности. При активном участии ал-Хорезми была составлена знаменитая карта ал-Маъмуна. Эта географическая карта, дошедшая до наших дней, содержала ценные сведения о материках и морях, обитаемых землях и пустынях, горах, реках и их истоках, о городах и селениях. В ней были также астрономические сведения.

Научное наследие ал-Хорезми составляло почти двадцать книг, из которых сохранилось не более десяти. Наибольшей известностью пользуется его "Китаб ал-джабр вал-мукабала" (Книга восстановления и противопоставления) и "Зидж" (Астрономические таблицы). Многие поколения ученых как на Востоке, так и на Западе пользовались таблицами ал-Хорезми. Особенно велика значимость его книги "Ал-джабр вал-мукабала", которая дала название такому разделу математики, как алгебра (ал-джабр). Ал-Хорезми писал, что его математический труд найдет практическое приложение, "когда необходимо измерение земли, рытье каналов и для всяких других вещей".

Математический труд ал-Хорезми еще в XII веке был переведен с арабского на латинский язык. Затем были сделаны переводы на новые европейские языки, и на их основе создавались различные учебники по математике. Благодаря переводам на латынь книги ал-Хорезми индийская десятичная позиционная система счисления стала известна в Европе и сыграла важную роль в становлении науки эпохи Возрождения. Таким образом, ал-Хорезми, заложив основы алгебры, превратил ее в самостоятельную науку и оказал плодотворное влияние на развитие средневековой научной мысли в странах Востока и Запада.

Ахмад ал-Фергани (797—865)

Видный ученый Абул-Аббас Ахмад ал-Фергани, известный в Европе под именем Альфраганус, внес большой вклад в развитие средневековой науки. Научная деятельность ал-Фергани пришлась на период наивысшего расцвета Арабского халифата и была тесно связана с дамасской обсерваторией. Здесь в числе других ученых он составлял астрономические таблицы, наблюдая за небесными телами. В 832-833 годах участвовал в измерениях длины градуса земного меридиана в пустыне Санджар, на севере Сирии. Имеются сведения, что в 836 году ал-Фергани принимал участие в строительстве оросительного канала, выведенного из реки Тигр для водоснабжения строящегося города ал-Джаффария. В 861 году в городе Фустате (Каир) под его руководством был отремонтирован Микйас ан-Нил — измеритель уровня воды в Ниле. Это уникальное для раннего средневековья гидротехническое сооружение фактически было выстроено заново.

С именем ал-Фергани связаны крупнейшие открытия и замечательные достижения в области астрономии и географии. Он один из первых среди ученых средневековья доказал шарообразность Земли. В настоящее время известны одиннадцать трудов ал-Фергани. Это "Элементы астрономии", "Книга о построении астролябии", "Книга о действиях с астролябией", "Таблицы ал-Фергани", "Трактат об определении времен нахождения Луны над Землей и под ней", "Вычисление семи климатов", "О солнечных часах" и другие. Особой популярностью как на Востоке, так и на Западе пользовалась его книга "Элементы астрономии". Этот труд на протяжении почти пяти веков являлся энциклопедией астрономических знаний того времени. В XII веке трактат "Элементы астрономии" был дважды переведен на латинский язык и в течение многих веков служил основным учебником в университетах Западной Европы.

Имам ал-Бухари (810-870)

В духовной культуре народов Средней Азии IX — начала XIII века ведущее место занимал ислам. В становлении и развитии мусульманской идеологии основополагающее значение имели, наряду с Кораном, хадисы, предания о поступках и изречениях пророка Мухаммада.

Собирание хадисов получило особенное распространение во второй половине VIII века. А в IX веке в мусульманской науке сложилась даже особая дисциплина, исследовавшая хадисы. К X веку в исламском мире всеобщее признание получили труды шести наиболее авторитетных хадисоведов, авторов наиболее достоверных сборников хадисов. Почти все они были уроженцами Мавераннахра и Хорасана. Среди них самое главное место занимает имам ал-Бухари, который из 800 тысяч рассказов о пророке отобрал лишь около 7400 "безупречных". На основе этих хадисов он составил свод "Ал-Джами ас-сахих". Этот оригинальный труд известен также под названием "Сахих ал-Бухари". Среди Других сборников хадисов труд ал-Бухари занимает главное место и считается второй священной книгой после Корана. Вот уже двенадцать веков труд имама ал-Бухари "Ал-Джами ас-сахих" широко используется как ценнейший источник исламского учения. К этой книге написано более ста томов комментариев. Она переведена на многие языки мира.

Имам ал-Бухари оставил после себя богатое духовное наследие. Его перу принадлежит более двадцати сочинений, имеющих большое воспитательное и нравственное значение. Они призывают людей к добру, благородству, милосердию, справедливости, трудолюбию, честности, взаимопониманию, любви к Родине. Изучение и осмысление наследия имама ал-Бухари свидетельствует о том, что наряду с успехами в светской науке ученые Мавераннахра достигли успехов и в развитии религиозной мысли мусульманского Востока.

Абу Мансур ал-Матуриди

Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ал-Ханафи ас-Самарканди — выдающийся исламский ученый — родился в 870 году в селении Матурид близ Самарканда. Современник Абу Абдаллаха Рудаки, Абу Насра Фараби, Абу Бакра ар-Рази, Абу Бакра Наршахи. Известно, что он являлся автором многочисленных произведений, посвященных толкованию религиозно-этических норм ислама, но до наших дней сохранились лишь два его труда: «Китаб ат-Тавхид» (Книга Единственного) и «Тавилат Ахл ас-Сунна» (Возрождение суннитов).

В своем учении, последователи которого назывались матуридитами, ал-Матуриди доказывал, что догматы ислама следует постигать с помощью разума, а не ссылками на религиозные авторитеты. Поэтому его работы имели значение не только для совершенствования шариата, но и для развития философии. Религиозно-философская школа «ал-Матуридийа», основанная этим самаркандским ученым, призывала людей к добру, правдивости, терпению, стыдливости, великодушию, любви к Родине. Абу Мансур ал-Матуриди умер в 944 году в Самарканде и погребен на ныне существующем кладбище Чокардиза.


Посетить Узбекистан вы сможете перейдя по ссылке 

Туры в Узбекистан



Sitelinkx by eXtro-media.de

Заказ сайта в Самарканде Веб-студия