SAMARKAND    CALL  +99891  549-39-18  E-mail  :  request@slt.uz                                                    

Your Guide in Central Asia

  
  
  

 

Оглавление

 

Оживление культурной жизни

 

Во второй половине IX века начался новый период в жизни Мавераннахра. Освобождение от господства Арабского халифата и образование независимых государств благоприятствовало оживлению культурной жизни народов Средней Азии. Бухара, Самарканд, Гургандж и другие крупные города постепенно становятся центрами науки и культуры. Хотя в этот период роль арабского языка была велика, особенно в богословии и науке, но преобладающее большинство населения Мавераннахра и Хорезма говорило на согдийском и хорезмийском языках. В городах формировался фарсидари, который превратился в литературный язык саманидского времени и был принят в качестве государственного языка. Алфавит для него заимствовали из арабского письма, так как к этому времени древние письменности, как языческие, были запрещены. На дари появляются литературные произведения и научные труды. Многие представители правящей династии покровительствовали литературе, наукам, изобразительным искусствам и архитектуре. В Бухаре и других крупных городах Мавераннахра и Хорасана открываются высшие духовные школы — медресе. Наряду с богословием, здесь изучали мусульманское право, математику, астрономию, географию, логику, медицину. Выпускники медресе пользовались большим авторитетом среди населения, имели своих последователей и учеников.

Во многих крупных городах Мавераннахра и Хорасана существовали специальные книжные базары, где продавались рукописные книги. Бухара стала не только центром государственного управления, но и центром науки и культуры. Город славился своей государственной библиотекой, расположенной в эмирском дворце. По описанию Ибн Сины, который с разрешения Саманида Нуха ибн Мансура (976—997) в течение года пользовался этой библиотекой, она занимала целый ряд комнат. В одной комнате хранились книги по мусульманскому праву, в другой — по медицине, в третьей — по математике, в четвертой — литературные произведения и т. д. Это был период подъема городской культуры, расширения круга просвещенной знати. Правители Мавераннахра окружали себя учеными, поэтами и знатоками искусства, считаясь с их мнением по многим вопросам. Местные правители имели библиотеки, где хранились уникальные рукописные книги — предмет их гордости.

Итак, образование государства Саманидов, политическая стабильность и экономический подъем в стране благоприятельствовали развитию культурной жизни народов Средней Азии. В этот период в Бухаре, Самарканде, Гургандже, Мерве и других городах Мавераннахра и Хорезма жили и творили такие великие ученые-мыслители, как Абу Наср Фараби, Абу Райхан ал-Беруни, Абу Али ибн Сина, Абу Абдаллах Хорезми, Махмуд Замахшари, Абу Бакр Наршахи, Рудаки, Дакики, Абул-Касым Фирдауси, Бурхан аддин Маргинани и многие другие.

Абу Наср Фараби (873—950)

Абу Наср Фараби родился в 872 году в древнем Фарабе (От-рар), расположенном при впадении реки Арысь в Сырдарью. Он был сыном тюркского военачальника. Начальное образование получил в своем родном городе, продолжил учебу в Бухаре, затем переехал в Багдад, где прожил долгое время. Последние годы жизни провел в Халебе и Дамаске.

Философ, ученый-энциклопедист Фараби написал более 160 научных работ, внеся весомый вклад в средневековую науку и культуру. В его наследии главное место занимают философские труды — комментарии к "Метафизике" Аристотеля, Телемы премудрости", "О происхождении наук". В трактате "Введение в логику", анализируя науки с точки зрения логики, Фараби разделяет их на теоретические, куда включает математику, физику, метафизику, и на практические — медицина, земледелие, этика и политика. В своем сочинении "О взглядах жителей добродетельного города" Фараби пытается дать ответ на ряд важнейших вопросов: о происхождении государства, о причинах социального неравенства и т.п. Все книги Фараби написаны на арабском языке. За его глубокие познания, широту взглядов и феноменальность мышления на Востоке Фараби называли "Вторым учителем" (т.е. вторым Аристотелем, последователем которого он являлся). Действительно, он был великим мыслителем средневекового Востока, который в условиях феодального общества боролся за торжество разума, духовную независимость и справедливость.

Абу Али ибн Сина (980—1037)

Ибн Сина родился в селении Афшана близ Бухары в семье местного сановника. Еще в детстве переехав в Бухару, он получил весьма разностороннее для того времени образование. Здесь он познакомился с греческой философией, геометрией и индийским счетом. Когда ему исполнилось 16 лет, он самостоятельно стал заниматься изучением логики, философии, математики и мусульманского правоведения. Он был знаком с трудами многих ученых Востока и Запада по различным областям науки. Особенно основательно изучал представителей античной медицины — Гиппократа и Галена, а также восточного врача Абу Бакра ар-Рази (864—925).Научные интересы Ибн Сины распространялись на медицину и философию. К семнадцати годам он уже был сложившимся ученым, обладавшим огромным багажом знаний, и пользовался большим авторитетом как врач.

В конце X — начале XI века, когда власть в Мавераннахре перешла к Караханидам, Ибн Сина покинул Бухару. Сначала он жил в Гургандже, столице Хорезма, где хорезмшах Абул-Аббас Маъмун покровительствовал ученым. Затем из-за нашествия Махмуда Газневи он оставил и Хорезм. До конца своей жизни Ибн Сина вынужден был скитаться по городам Ирана и жил в Абиверде, Гургане, Рее, Казвине, Исфахане и Хамадане. Эти годы для Ибн Сины были периодом напряженной работы. Он занимался врачеванием и одновременно много писал, был визирем при разных правителях. Ибн Сина умер в 1037 году в Хамадане, оставив после себя более трехсот трудов, написанных на арабском и персидском языках. Он был врачом, философом, поэтом и политическим деятелем.

Его основные сочинения — "Книга исцеления" и "Книга указаний и наставлений" — естественнонаучные. Однако главное значение научной деятельности мыслителя заключается в его трудах по медицине. В них особое внимание он уделял таким важнейшим вопросам врачевания, как условия и причины, порождающие болезни, диагностика, симптомы болезни, методы лечения, профилактика и многое другое. Его "Канон врачебной науки" стал итогом медицинских знаний и опыта. Еще в XII веке книга была переведена на латинский язык и в течение семи веков служила руководством и учебным пособием для медиков всей Европы, где Ибн Сина был известен под именем Авиценны.

Культурная жизнь Хорезма

Столица государства хорезмшахов Гургандж в то время представляла собой центр науки и культуры. Правитель Хорезма Абул-Аббас Маъмун (999—1016) был человеком чрезвычайно образованным. Он покровительствовал ученым, поэтам, зодчим и художникам. Во дворце его окружали известные ученые своего времени, такие как Абу Райхан ал-Беруни, Ибн Сина, философ Абу Сахл Масихи, естествовед и филолог Абу Хайр ибн Хаммар, математик-астроном Абу Наср ибн Ирак и другие. В столице была создана академия, где ученые вели полемику по различным теоретическим вопросам науки, сочиняли научные труды. Однако деятельность академии длилась недолго. В 1017 году Махмуд Газневи захватил Хорезм и насильно переселил некоторых ученых в свою столицу — Газну. Другие же были вынуждены покинуть Хорезм.

Абу Райхан ал-Беруни (973—1048)

Культура Хорезма, основанная на богатейших традициях древности, тесно связана с именем великого средневекового ученого энциклопедиста Абу Райхана ал-Беруни. Родился он в 973 году в предместье Кята. От слова "берун" (предместье) и происходит его прозвище. Юные годы Абу райхана прошли в Хорезме при дворе хорезмшахов, затем он долгое время проживал в Гургане. В 1004 году ал-Беруни вернулся в Хорезм, где продолжил научную деятельность в кругу крупнейших ученых Мавараннахра и Хорасана. В 1017 году, как и многие другие, переехал в Газну.

Его научное наследие весьма богато — оно составляет более 150 трудов по истории, математике, астрономии, географии, топографии, физике, медицине, геологии и другим наукам. Однако большинство из них, к сожалению, до нас не дошло. Основные произведения ал-Беруни: "Памятники минувших поколений", "Индия", "Минералогия", "Геодезия" и ряд других. В "Памятниках" он описал календари и системы летосчисления, а также праздники разных народов. Этот труд ал-Беруни является важнейшим источником по истории народов Средней Азии и всего Востока. По научной значимости очень ценен и другой его труд "Масъудовский канон по астрономии и звездам" — подлинная астрономическая энциклопедия восточного средневековья. Многие его идеи в астрономии, геологии, гидростатике и географии можно сопоставить с выдающимися открытиями Коперника, Леонардо да Винчи и других известных ученых мира. С именем ал-Беруни связан ряд открытий, которые настолько опередили свое время, что не потеряли значения до сих пор. Таковы, например, его выводы о формировании ландшафта в Северной Индии и об истории русел Амударьи. Его ценнейшие труды вошли в золотой фонд мировой науки и культуры.

Абу Абдаллах ал-Хорезми

Достойным представителем научной мысли X—XI веков является и другой хорезмийский ученый — Абу Абдаллах ал-Хорезми. Сведения о его биографии чрезвычайно скудны, о нем известно очень немногое. Молодость ал-Хорезми прошла в городах Хорезма: Хиве, Замахшаре и Кяте, где он жил, получил образование, овладев различными отраслями знаний. Он прожил некоторое время в Хорасане. Служил катибом в Нишапуре и визирем у Саманида Нуха II ибн Мансура. Служба при дворе Саманидов дала возможность Абу Абдаллаху ал-Хорезми пользоваться богатейшей эмирской библиотекой в Бухаре. Единственным трудом Абу Абдаллаха Хорезми, дошедшим до наших дней и написанным на арабском языке, является известный трактат "Ключи наук". Книга посвящена истории развития наук и их классификации и является энциклопедией, охватывающей почти все области знания того времени. В ней излагаются основы таких наук, как право, философия, логика, поэтика, арифметика, геометрия, химия и другие. Этот труд ал-Хорезми сыграл важную роль в истории науки Средней Азии эпохи средневековья.

Махмуд Замахшари (1075—1144)

Махмуд Абул-Касым Замахшари был выдающимся знатоком лексики и арабской грамматики, а также известным комментатором Корана. Он родился в 1075 году в небольшом хорезмийском городе Замахшаре. Сначала Замахшари учился дома, в семье, затем обучался в медресе. Стремление к новым знаниям заставляло его переезжать из города в город. Бухара, Мерв, Нишапур, Исфахан, Багдад, Хиджаз, Мекка — где только ни был Махмуд Замахшари! Он получил традиционное мусульманское образование. Им было написано всего более 50 трудов. Особенно ценятся его сочинения "Ал-Муфассал", в котором он изложил особенности фонетики и морфологии арабского языка, "Введение в этику", "Книга о горах, населенных пунктах и водных источниках". В мусульманском мире очень популярен его труд "Ал-Кашшаф" — толкование отдельных стихов Корана. На Востоке его называли "Учителем арабов и неарабов", "Гордостью Хорезма". Махмуд Замахшари умер в 1144 году в Хорезме.

Бурхан ад-дин Маргинани (1118—1197)

Еще один ученый, получивший известность в исламском мире, — законоведфаких Бурхан ад-дин Маргинани. Родился он в 1123 году в ферганском городе Риштане, учился в Риштанё, Маргилане, Бухаре, Самарканде и других городах Мавераннахра. Бурхан ад-дин Маргинани занимался исследованием хадисов, был комментатором Корана, знал его наизусть, а также пи сал прозу и стихи. Он разрабатывал правила шариата, опираясь на труды известных средневековых факихов — Нажм ад-дина Абу Хафса ан-Насафи,Хусам ад-дина Омара ас-Серахси, Абу Омаца ибн Али Пайкенди, а также Ахмада ибн Абд ар-Рашида ал-Бухари и многих других.

Бурхан ад-дин Маргинани — автор таких трудов по фикху, как "Азы для начинающего в фикхе", "Распространение мазхаба", "Книга о предоставлении прав гражданства", "Книга об обязанностях".Наиболее ценным в его наследии является объемистый труд "Вступление к изучению закона" и пространные комментарии к нему в восьми томах, на основе которых написана его знаменитая книга "Китаб ал-Хидоя" в четырех томах. "Хидоя" является монументальным произведением по основам мусульманского права, которая служила настольной книгой законоведов ислама и широко использовалась в судебной практике. Она была известна не только в Мавераннахре, но и на всем мусульманском Востоке.

Историко-географическая наука

В X—XI веках в Мавераннахре и Хорезме возрос интерес к историко-географическим произведениям. Не случайно при хорезмшахе Абул-Аббасе (999—1016) в хорезмийской академии "Дом знаний" трудился известный историк Ибн Мискавейх. Историки той эпохи, прежде всего, Мадани, Белазури, Табари, Байхаки, Наршахи, Кубави, оставили огромное наследие. Так, например, крупнейший историк Гардизи написал знаменитую книгу "Краса сообщений", Байхаки — 30-томную летопись "Тарихи Байхаки". "История Бухары", созданная Абу Бакром Наршахи, была переведена в XI веке с арабского на персидский язык Ахмадом Кубави. Заслуживает особого внимания классическое сочинение по географии "Области мира", написанное на фарси и не уступающее лучшим произведениям арабских географов. В "Областях мира" с большими подробностями описывается Саманидское государство второй половины X века. Это ценнейшее историко-географическое сочинение эпохи средневековья.

Тюркоязычная литература

Образование Караханидского государства благоприятствовало дальнейшему развитию науки и литературы, в том числе, тюркоязычной. Расширение экономических и культурных связей, объединение скотоводческих племен с оседлым земледельческим на селением сильно повлияло на тех и других. Махмуд Кашгари, живший в XI веке, в своем сочинении "Книга о тюркском языке" отметил процесс постепенной победы тюркской речи над согдийской в поселениях Семиречья. По словам Кашгари, в его время "были люди, которые говорили по-тюркски и на согдийском, были люди, которые говорили только по-тюркски, но не было людей, которые говорили только на согдийском". Таким образом, к концу XI века согдийский язык исчезал из обихода в бывших согдийских колониях. Но вместе с тем Кашгари особо подчеркивает культурное влияние согдийцев на тюркоязычное население Исфиджаба, Тараза и Баласагуна. Кашгари называет тюркский язык этих народов смешанным с согдийским.

В это время в Шаше, Фергане, Хорезме, Семиречье и Восточном Туркестане наряду с традиционным древнетюркским фольклором появляется письменная тюркская литература. Некоторые труды Кашгари, Замахшари, Джурджани, например, посвящены вопросам тюркской филологии. Центральное место среди них занимает книга Махмуда Кашгари, которая имеет особенно большое значение для изучения истории узбекского народа, его литературы и языка.Отдельно следует отметить появление в этот период дидактических произведений на тюркских языках. Среди них ведущее место занимает уникальная поэма XI века "Наука о том, как быть счастливым" Юсуфа Хае Хаджиба, в которой автор затрагивает многочисленные социальные темы, вопросы образования, воспитания, этики и нравственности.

Одним из тюркоязычных поэтов и мыслителей XII века был Ахмад Югнаки. Единственная, дошедшая до нас поэма Югнаки "Подарки истин" посвящена вопросам нравственности и воспитания, прославлению науки и знания. "Знание открывает путь к благополучию: овладев знанием, ты найдешь дорогу к счастью", — писал Ахмад Югнаки.Широкую популярность среди народа приобрел сборник стихов другого поэта XII века Ахмада Яссави — "Диван хикматов", который имел большое значение в формировании среднеазиатского тюркского языка и тюркоязычной литературы.Таким образом, XI—XII века были важным этапом в истории культурной жизни Мавераннахра и Хорезма. В результате консолидации тюркоязычных племен формировалась тюркоязычная литература.


Посетить Узбекистан вы сможете перейдя по ссылке 

Туры в Узбекистан



Sitelinkx by eXtro-media.de

Заказ сайта в Самарканде Веб-студия