SAMARKAND    CALL  +99891  549-39-18  E-mail  :  request@slt.uz                                                    

Your Guide in Central Asia

  
  
  

 

Оглавление

Стремление Чагатаидов к непосредственному управлению Мавераннахром привело к оседанию некоторых кочевых ското-водческих родов в Мавераннахре. В XIV веке противоречия между чагатайскими ханами — сторонниками упрочения связей с земледельческими областями, и военно-кочевой аристократией, желавшей сохранить кочевнические традиции, еще более обострились. Первым среди чагатайских правителей, кто окончательно перенес свою ставку в Мавераннахр, был чагатайский хан Кебек (1318—1326). В пятнадцати километрах от Нахшеба он выстроил себе дворец — "Карши". Впоследствии вокруг этого дворца вырос целый город. Чтобы упорядочить системы государственного управления и денежного обращения, Кебек в 1321 году провел денежную, а затем административную реформу.

Крупная серебряная монета весом более восьми граммов считалась динаром, а дирхемы стали медными. Серебряный кебек-динар равнялся шести дирхемам. Основная часть этих монет двух достоинств выпускалась на монетных дворах Самарканда и Бухары. Денежная реформа Кебека создала благоприятные условия как для внутренней, так и для внешней торговли. Поэтому выпуск подобных монет (кебек-динаров) продолжался и при преемниках Кебека.

Административная же реформа Кебека, хотя и не упразднила местные княжества с их владетелями, но определенное влияние на жизнь Чагатайского улуса оказала. Теперь земледельческие оазисы Мавераннахра были разделены на административные единицы — туманы, управляемые военными чинами монгольских родов, пришедших в Мавераннахр с ханом. Каждый туман, при необходимости, должен был выставить 10 тысяч воинов.

По оценке историков, реформа Кебека была прогрессивным шагом, сыгравшим положительную роль в развитии средневековой государственности Мавераннахра, и оседлым населением была поддержана. Однако большая часть военно-кочевой знати монголов отнеслась к ней враждебно и боролась за возрождение кочевых традиций. Тем не менее, благодаря сближению с оседло-земледельческим населением, стало заметным его культурное влияние на монголов. Это касалось языка, обычаев и быта. Монголы тоже стали заниматься земледелием. Не прошло и столетия, как джалаиры и барласы стали мало отличаться от местных тюрков. Преемник Кебека — его брат Тармаширин (1326—1334) продолжил политику предшественика. Он еще больше склонялся к традициям оседлой жизни и был истым мусульманином. При нем ислам стал официальной религией Чагатайского государства. Ибн Баттута в 1333 г. видел Тармаширина на утренней молитве в мечети.

Разделение Чагатайского улуса

Оседание монгольских родов, пришедших в Мавераннахр, не происходило мирно. Наиболее плодородные поливные земли и пастбища были захвачены насильственно. Безусловно, был нанесен определенный урон земледельческому хозяйству местных крестьян. Некоторые из них были вынуждены покинуть родные места и переселиться в другие районы. Кроме того, наметился раскол между монголамискотоводами Семиречья и осевшими в Мавераннахре чагатаями. Семиреченские монголы с презрением смотрели на тех, кто переселился в земледельческие районы Мавераннахра и утратил чистоту степных традиций. Они пренебрежительно именовали их "караунасами", то есть метисами. В свою очередь, чагатаи Мавераннахра относились к своим сородичам из Семиречья, как к отсталым и грубым варварам. Называли их "лжете" — разбойниками. Таким образом к 40-м годам XIV века Чагатайский улус постепенно разделился на две части: Мавераннахр и Моголистан.

Оживление городской жизни

Реформы Маъсудбека и Кебека, оседание и переход к земледелию части монголов Мавераннахра привели постепенно к серьезным изменениям социально-экономической и политической жизни Чагатайского улуса. Чагатаиды сами стали управлять улусом, монгольская знать стремилась тоже получить земельные наделы. Началось, хотя и очень медленно, восстановление сельского хозяйства, ремесленного производства и торговли. 

Судя по вакуфным документам, оживление ремесла и торговли в Бухарском оазисе стало заметным в конце XIII века. Возникли новые центры ремесла, основывались деревни, где строились ткацкие мастерские, мельницы, жилье для работников и хозяйственные постройки. Расширялись площади посевов сельскохозяйственных культур. Были восстановлены города Гургандж (монголы называли его Ургенч) и Бухара. Самарканд отстроили на новом месте рядом с развалинами древнего города. Появились и новые города: Андижан и Карши — в Мавераннахре, Сарай Бату и Сарай Берке — в Золотой Орде, Сулеймания — в Иране. Некоторые из них стали центрами международной торговли. В городах сооружались общественно-культовые здания, жилые дома.

Однако в XIV веке последствия монгольского нашествия еще не были преодолены. В земледельческих оазисах, в частности Бухарском, бросались в глаза развалины замков и кишлаков и погибшие сады, запустевшие земли. Хозяйство в целом было далеко от домонгольского уровня, формы эксплуатации и тяжкий налоговый гнет мешали его восстановлению.

Землевладение

Основная часть пахотных земель Чагатаева улуса принадлежала государству, хану и его сановникам, военной аристократии и духовенству. Определенная часть находилась в руках крестьян. При монголах в Мавераннахре было известно четыре категории земель, как собственности: — государственные земли — "мульки диван";

— "мульки инджу" — земли, принадлежавшие непосредственно главе улуса, членам его семьи и их вассалам. Эти земли могли быть пожалованы за службу, переданы в вакуф, проданы и подарены. Они обычно освобождались от уплаты налога;

— вакуфные земли, принадлежавшие духовным учреждениям. Первые монгольские ханы-язычники, в том числе и Чагатаиды, были, в основном, веротерпимы и нередко освобождали духовенство от налогов;

— "мульки музари" — крестьянские земли, которые облагались поземельным налогом "калон", а их обладатели выполняли все виды повинностей.

Большая часть мульковых земель была жалована крупным военным чинам за службу. В этот период икта (суюргал) стала наследственной и означала право не только на ренту, землю, воду, но и на людей, проживающих на этой территории. Земли в виде суюргал жаловались как наследственное владение с полным налоговым и административно-судебным иммунитетом. Преобладающее число крестьян были арендаторами-музари, которые получали треть своего урожая.

На разных категориях земель — государственных, мульковых и вакуфных существовали крестьянские общины, исконно жившие на этих землях, обладавших правом "вечной аренды". На вакуфных землях, наряду с музари, трудились и отпущенные рабы, прикрепленные к земле. Они не имели права покинуть вакуфные хозяйства, в остальном же не отличались от арендаторов. Освобожденные рабы работали на тех же условиях — за треть урожая натурой.

Культурная жизнь

Оживление сельского хозяйства и ремесла во второй половине XIII— начале XIV века послужило определенным толчком к духовному возрождению Мавераннахра и Хорезма. В этот период возрождается культура и искусство, особенно отрасли, непосредственно связанные со строительным делом и архитектурой. Это майолика, мозаика, художественная резьба по ганчу и дереву, а также архитектурная каллиграфия и т. д. В крупных городах воздвигают монументальные здания: мечети, медресе, ханака, мавзолеи, минареты и дворцы. Некоторые из памятников архитектуры XIII—XIV веков, такие, как мавзолеи Сайф ад-дина Бохарзи и Баянкули-хана в Бухаре, основная часть комплекса мавзолея Кусама ибн Аббаса в Самарканде, а также мавзолеи Наджм ад-дина Кубра и Турабек-ханум, сохранились до наших дней.

В середине XIII века в некоторых ремесленных и торговых центрах возрождается наука и просвещение. В это время в Бухаре были выстроены два известных медресе: Масудийа и Ханийа, в каждом из них обучалось до тысячи слушателей. На тех землях Востока, куда не докатилось монгольское нашествие, развивались науки и литература. В этот период жили и творили такие известные поэты, как Джалал ад-дин Руми, Саади Ширази, Амир Хосров Дехлеви и другие.

Джалал ад-дин Руми (1207—1272) является одним из крупнейших поэтов-суфиев. Им была написана знаменитая поэма "Назидательные двустишья", в которой он изложил основы суфийской философии.

Другим известным поэтом и большим мастером прозы этого времени был Саади Ширази (1219—1293). Наряду с широко известными произведениями Тулистан" и "Бустан", Саади написал множество стихов. В поэзии он совершенствовал дидактический жанр. В своих произведениях поэт выражал гуманистические взгляды, проповедовал любовь к родной земле, осуждал тиранию, призывал правителей уважать и ценить простых людей, порицал стяжательство и стремление к роскоши.

Отец Амира Хосрова Дехлеви (1253—1325) был родом из Кеша. Во время нашествия Чингизхана он был вынужден бежать из Мавераннахра в Индию. Дехлеви родился в Северной Индии и стал известным поэтом и музыковедом. Дехлеви вслед за великим Низами создал собственную. "Хамсу" (Пятерицу). Его перу также принадлежат такие эпические произведения, как "Ключ побед" и "Девять небесных сфер". Произведения Дехлеви представляют не только большую литературную ценность, но имеют также огромное историческое значение.

В этот период были написаны такие ценнейшие исторические сочинения, как "Табакати Насири" Абу Омара Джузджани и "Тарих Джахан-гушай" (История завоевателя мира) Ата Малика Джувейни, посвященные истории завоевательных походов Чингизхана и монгольского владычества. Произведение "Джамиат таворих" (Собрание историй) известного средневекового историка Фазлаллаха Рашид ад-дина академик В.В.Бартольд оценил как первую серьезную попытку составления всемирной истории в средневековье.

В этот период в Хорезме стала развиваться литература на тюркском языке, известная под названием "чагатайская литература". Вновь в центре Хорезма — в Ургенче собираются ученые, мыслители, зодчие и художники, которые внесли большой вклад в развитие науки и культуры.


Посетить Узбекистан вы сможете перейдя по ссылке 

Туры в Узбекистан



Sitelinkx by eXtro-media.de

Заказ сайта в Самарканде Веб-студия