SAMARKAND    CALL  +99891  549-39-18  E-mail  :  request@slt.uz                                                    

Your Guide in Central Asia

  
  
  

 

Оглавление

Причины восстаний

В результате произвола арабов местное население лишилось всех прав. Уничтожение культурного наследия, принудительное изучение ислама, арабского языка и письменности не могло не вызвать недовольства народа. Ненависть к арабским завоевателям росла день ото дня. Арабы знали это и жили в постоянном страхе. В течение первых десяти лет своего господства они даже в мечети часто приходили вооруженными. Оружие у населения было изъято, но жестокий террор Кутейбы не мог сломить духа свободолюбивого народа. Начались непрерывные восстания среднеазиатских народов против иноземных захватчиков.

Халиф Омар ибн Абдалазиз (717—720), учитывая сложность обстановки в Хорасане и Мавераннахре, был вынужден пойти на компромисс с покоренными народами Востока. Он издал указ о прекращении походов и проведении экономических реформ. Отныне неарабы, принявшие ислам, как полноправные граждане халифата освобождались от уплаты хараджа и джизьи. Но наместник Хорасана отказался выполнить новый указ, считая, что он противоречит политике халифата. Он заявил, что местное население приняло мусульманство только внешне. Однако большинство аристократов Мавераннахра, считая себя истинными мусульманами, перестали платить налоги. Тогда арабские эмиры Мавераннахра приказали взимать джизью со всех. По всему Мавераннахру поднялось массовое народное восстание против Арабского халифата.

Начало восстания

Первыми в 720 году восстали согдийцы. Восстанием руководили ихшид Самарканда Гурек и правитель Пенджикента Диваштич. Для поддержки согдийадв из Семиречья в Самарканд прибыли тюркские войска во главе с Курсулом, сыном кагана. В Согде не было ни одного местного правителя, который не примкнул бы к восстанию. Объединенные силы восставших нанесли сильный удар по военным гарнизонам халифата. Только некоторые военные части арабов, оставшиеся в окружении в городах и крепостях, спасли себя, выдав восставшим в качестве заложников влиятельных эмиров. Как пишет Табари, для подавления восстания наместник Хорасана Сейид ибн Абдалазиз трижды совершал поход на Согд. Он даже пытался перекрыть канал Даргом в Варксаре, чтобы лишить воды жителей Самарканда и его окрестностей. Однако сделать это ему не удалось, согдийцы самоотверженно защищали плотину Варксар. В результате все предпринятые меры по подавлению восстания не увенчались успехом.

В 721 году наместником Хорасана был назначен Сейид ибн Амр ал-Хараши. Он прославился суровостью и беспощадностью еще при подавлении народного движения в Ираке. Ему-то и было поручено усмирить восстание согдийцев и вернуть их к исламу. В результате переговоров Сейида ал-Хараши с предводителями восставших часть знати Согда, возглавляемая Гуреком, перешла на сторону арабов. Силы восставших ослабли, и остальные под предводительством Карзанча были вынуждены покинуть родные места и уйти в Ферганскую долину. В бою под Ходжендом восставшие были побеждены. Каратели перебили почти всех, сохранив жизнь лишь 400 купцам, откупившимся богатыми товарами.

Другая группа восставших, во главе с Диваштичем, была захвачена в крепости Абгар на верхнем Зарафшане. Диваштича казнили в Арбинжане. Его голову отправили правителю Ирака, а тело прибили к стене науса - зороастрийской гробницы. Тем временем Сейид ал-Хараши усилил карательные меры во всех городах и крупных поселениях Мавераннахра. Местные правители искали способы приостановить бойню. По словам Табари, Сейид ал-Хараши отказался от очередного карательного похода на Кеш лишь взамен большой дани.

И все же свободолюбивое население Мавераннахра продолжало борьбу за независимость. В 723 году правитель Ферганы снарядил войска против арабов. Ему на помощь пришло население Чача, Нахшеба и тюрки. Союзники гнали врага от Ходженда до Самарканда. В 725 году восстание против произвола арабских эмиров вспыхнуло в Хутталяне, а в 728 году — снова в Согде. Несмотря на усилия наместника Хорасана, ему не удалось подавить это движение. Вооруженное народное восстание продолжало разрастаться и охватило весь Мавераннахр и Хорасан. Победив арабов на юге страны, а также в Хутталяне, восставшие с помощью тюрков стали изгонять захватчиков из страны.

Некоторые уступки наместников Хорасана

Особенно острым в Мавераннахре стал вопрос о налогах в годы правления наместника Хорасана Ашраса ибн Абдаллаха (727—729). Чтобы успокоить население и укрепить власть, он вторично принял решение не взимать харадж и джизью у всех лиц, принявших ислам. Без сомнения, это была временная мера, но она дала свои результаты. Многие богатые дехканы вместе со своими чокарами и кадиварами повторно приняли ислам и перешли на сторону арабов. Таким образом арабы смогли укрепить свои позиции в Согде. Но напряженность на востоке халифата не ослабевала.

В 736—737 годах в Тохаристане и Согде вновь вспыхивает восстание. Один за другим меняются наместники Хорасана и эмиры Мавераннахра. Назначенный в 738 году наместником Хорасана Наср ибн Сайяр совершил несколько походов в Самарканд,Чач, Фараб и Фергану, пытаясь подавить это восстание.

Чтобы укрепить свое положение в стране, он прежде всего подтвердил освобождение всех, принявших ислам, от налога джизьи. Так как другой налог — поземельный - обязаны были вносить в казну все, обрабатывающие землю, в Мавераннахре и Хорасане был законодательно определен размер хараджа. Вместе с тем Наср ибн Сайяр восстановил прежние привилегии местной аристократии, чтобы наладить отношения и с ее помощью держать наместничество в повиновении. Приветствуются родственные союзы местных дехканов с высокопоставленными арабскими военачальниками. Сам Наср ибн Сайяр, показывая пример, женится на дочери бухар-худата. В результате такой политики между арабами и местной знатью устанавливаются прочные связи, что, в свою очередь, разделяет противодействующие арабам силы и ослабляет борьбу. Однако ничто не могло остановить народное движение за свободу.

Народное восстание первой половины VIII века против арабов в Мавераннахребыло первым этапом всеобщей борьбы народов Средней Азии против халифата. Помимо угнетенных слоев населения — крепостных крестьян, ремесленников, скотоводов, рабов, активное участие в этой борьбе приняли чокары, купцы, дехканы и даже местные правители.

Но не только всеобщая цель — сохранить свои убеждения и религию — объединяла представителей всех слоев населения. В действительности, у каждого сословия были свои цели и требования. Местные правители, лишенные своих прежних политических позиций, боролись за восстановление династииных прав и власти, дехканы — за прежние привилегии, а трудовой народ — за освобождение от тяжелых податей и произвола. Завоеватели, хорошо уяснившие для себя конечные цели участников восстания, шли на уступки, признавая законность правления тех или иных местных правителей или освобождая принявших ислам от уплаты налогов. Пытались притянуть на свою сторону силы восставших и раздробить их.

В результате некоторые правители вставали на путь предательства, переходя на сторону врага со своими военными силами и участвуя в подавлении восстания. Но несмотря на это, борьба трудового народа за свободу продолжалась. Мавераннахр стал одним из самых неспокойных и мятежных краев халифата.

В период, когда народное движение против арабов достигло своей вершины, в общественно-политической жизни халифата происходят резкие изменения, связанные с развитием феодальных отношений в арабском обществе. Зажиточные арабские аристократы, жившие в центральных областях халифата, активно участвовали в международной торговле. Их не могла не беспокоить беспрерывная борьба народов Мавераннахра, Хорасана и других окраин, вызванная грубой политикой правившей династии Омейядов. В стране возникла оппозиция, полагавшаяя, что правление династии Омейядов, основанное на насилии, захвате чужих земель, грабеже, непомерных налогах с населения и использовании его в захватнических походах в качестве военной силы, было непригодно для такого огромного государства.

Группу деятельных противников династии Омейядов возглавил правнук Аббаса (дяди пророка) по имени Мухаммад ибн Али, обвинявший Омейядов в уничтожении законных преемников Мухаммада. Выдвигалась идея, что правление нужно передать Аббасидам. Воспользовавшись недовольством покоренных народов, ненавистью населения страны, направленной против Омейядов, оппозиция сделала попытку свержения существующей власти. В целях пропаганды идеи о передаче власти потомкам Аббаса — Аббасидам — представители оппозиции были направлены почти во все края и области халифата. Особое значение уделялось восточным окраинам. По словам Динавари, уже в 30-х годах VIII века в Мерве, Герате, Бухаре, Самарканде, Кеше, Нахшебе, Чаганиане, Таликане, Бушандже и Сеистане велась активная пропаганда движения Аббасидов.

Таким образом, грубой политикой Омейядов были недовольны не только притесненные и униженные народы завоеванных стран, но и коренное население халифата, в особенности его зажиточные сословия, которые беспокоились за свое экономическое и политическое положение в государстве. Поэтому в халифате началось активное движение против Омейядов.


Посетить Узбекистан вы сможете перейдя по ссылке 

Туры в Узбекистан



Sitelinkx by eXtro-media.de

Заказ сайта в Самарканде Веб-студия