SAMARKAND    CALL  +99891  549-39-18  E-mail  :  request@slt.uz                                                    

Your Guide in Central Asia

  
  
  

Термез

 

Термез


Термез - колыбель буддизма в Центральной Азии. Современный Термез, являющийся региональным центром Сурхандарьинской области, сформировался вокруг русской гарнизонной крепости XIX в.

Город расположен на правом берегу Амударьи, при впадении в неё реки Сурхандарья и находится в приграничной зоне с Афганистаном.

Сурхандарьинская область отделена от оставшейся части республики не высокими по локальным меркам горами: Кугитангтау на Западе, Гиссарским хребтом на севере и Бабатагом на востоке. Эти горные массивы создают уникальный субтропический климат в регионе. Термез является самым тёплым городом в Узбекистане: зима очень тёплая, лето продолжительное и жаркое.

Современная Сурхандарья в древности своей территорией входила в состав Бактрии, столицей которого был древний Балх, находящийся ныне в Афганистане. Сам город относится к числу наиболее древних Центральной Азии, но до сегодняшнего дня мы не можем с точностью говорить об условиях, причине и дате построения города Термез. До сих пор имеют место дискуссии между историками на тему создания и формирования города. Но большая часть учёных связывает это с именем Александра Македонского и утверждают, что в IV в. до н.э. появление Александра на земле Сурхандарьи послужило мощным толчком к формированию структуры города Термеза. До его прихода здесь уже существовало поселение, представляющее собой ядро будущего города. Прибыв к Амударье, Александр приказал разбить лагерь для своих войск, чтобы иметь возможность возвести понтонные мосты для переправы через Амударью.

Но, если есть ещё сомнения у историков по поводу точности перехода Александра Великого именно в этом месте через Амударью, то по другому вопросу - по происхождения названия Термеза, учённые пришли к более или менее общему мнению. Античное название Термеза - Тармита происходит от имени Греко-бактрийского царя Деметра, построившего цитадель в древнем Термезе, после чего город был назван его именем. Деметр после локальной трансформации стал сначала Дармит, позднее Тармита, что и дало название Термез.

История Термеза, как и других древних городов Центральной Азии, познала периоды подъёма и расцвета, сменявшихся на периоды завоеваний, упадка и разрушений.

В эпоху Кушанского царства (I в. до н.э.- IV в. н.э.), Термез переживает период наивысшего расцвета и развития. Город становится одним из крупнейших городов Центральной Азии с площадью более 400 гектаров. В этот период прослеживается широкое и быстрое развитие торговли, искусства и архитектуры. Если мы говорим о Термезе Греко-бактрийского периода, как о городе эллинистической культуры, то в эпоху правления Кушан можно наблюдать глубокое влияние различных народов на жизнь и развитие Термеза этого периода. На базары города завозятся товары из Индии, Китая, Парфии и даже Римской империи.

Искусство и архитектура, также подверженные постоянному влиянию этого международного обмена, рождают синтез индийского, иранского, греческого и местного искусства. Этим периодом датируются многочисленные буддистские монастыри и храмы, такие как Зурмала, Фаяз-Тепе, Кара-Тепе, руины которых можно наблюдать на окраинах Термеза и в наши дни. В это время город становится крупным центром распространения буддизма в Центральной Азии, сохранившим своё предоминируещее положение в развитии этой религии вплоть до арабского нашествия. Термез по праву считается центром, колыбелью развития буддизма в Центральной Азии. Как и другие города Центральной Азии, Термез переживает несколько завоеваний со стороны иноземных захватчиков:

 

• в середине III в. город завоёвывают представители династии Сасанидов; 
• в V в. кочевые племена гуннов-эфталитов полностью разрушают город. В этот период Бактрия разваливается на несколько феодальных владений, что облегчает завоевание Термеза арабским халифатом в 689 г.

Между X и XIII вв. городу суждено было пережить несколько завоеваний и смены власти различных династий: Саманидов, Газневидов, Караханидов, Сельджукидов и Хорезмшахов. Эта эпоха нестабильности известна в истории народов Центральной Азии как период Возрождения.

Для Термеза также это время становится временем Возрождения и развития города: городская экономика в зените развития, процветает торговля и ремесленничество, порт и крепость реконструируются, город расширяется за счёт возведения фортификационных сооружений вокруг новых кварталов. Этим периодом датируются величественные сооружения - мавзолеи Хаким-аль-Термези и Султан Саодат, которые можно посетить в окрестностях современного Термеза.

В 1220 г. Термез завоёван и полностью разрушен монгольскими ордами Чингиз-хана, что повлекло полное запустение вплоть до XIV в. Во второй половине XIV в. в эпоху правления Тимуридов, горд вновь возрождается и становится крупным центром государства Тимура и Тимуридов до XVI в. В XVI в. Шейбаниды захватывают город. И снова вплоть до XIX в. город находится в запустении.

И только в конце XIX в. после захвата Центральной Азии Российской империей по приказу русского царя строится в Термезе гарнизонная крепость-аванпост для защиты южных границ России от англичан, что и дало рождение современному городу Термезу.

В Термезе не сохранилась монументальная архитектура. Но, тем не менее, огромный туристический интерес представляют собой археологические памятники, такие как: Зурмала, Саппалли-Тепе (XVII в. до н.э.), Кампыр-тепа, Дальверзин-Тепа, Кызыл-Тепа, Фаяз-Тепа. Кара-Тепа, минарет Джаркурган и др.

Заказ сайта в Самарканде Веб-студия